Как анонсировал генсек НАТО Йенс Столтенберг, министры обороны блока утверждали новую политическую концепцию военного планирования альянса, которая "станет источником всех изменений в этой сфере в ближайшие годы".
Все активнее поднимается тема обязательного повышения военных расходов стран НАТО. В частности, обсуждается возможность сделать уровень военных расходов в 2 процента от ВВП не конечной целью, а обязательным минимумом для стран блока.
Американцы, как обычно, подают пример: по данным СМИ, вскоре администрация Джо Байдена представит рекордный для страны проект военного бюджета на 858 миллиардов долларов (более 3 процентов от национального ВВП).
Особый акцент делается на границе НАТО с Россией. На брюссельской встрече Великобритания, Германия и Канада договорились расширять военное присутствие в Латвии, Литве и Эстонии, которые, по словам немецкого министра обороны Бориса Писториуса, считаются "наиболее уязвимыми странами" НАТО.
По данным агентства Bloomberg, страны НАТО готовятся к возможности участия в нескольких конфликтах одновременно, для чего им предлагают больше вкладываться в тяжелые вооружения и проводить цифровую модернизацию своих армий. В Брюсселе подписано соглашение о создании общей сеть спутниковой разведки части стран НАТО и Швеции, которая будет использоваться для сбора и обмена данными, поддержки операций альянса.
Как рассказал Столтенберг, с подачи США набирает обороты мобилизация военно-промышленного комплекса натовских стран. Изначально это обосновывалось нуждами ВСУ, но теперь все более активно говорят о том, что расширение производства вооружений необходимо для наращивания армий самих стран НАТО.
Что до формата "Рамштайн", в девятом заседании которого поучаствовали 54 страны, то по его итогам не прозвучало громких заявлений о выделении новых партий вооружений Украине, включая запрашиваемые ею истребители и ракеты большой дальности. Но их и не ожидалось.
Во-первых, новости, очевидно, приберегли к многочисленным мероприятиям на следующей неделе.
Во-вторых, США и их союзники не скрывают, что сейчас главная проблема - перебросить и обеспечить боеприпасами, запчастями и топливом хотя бы те значительные объемы бронетехники, которые были обещаны Украине за последние недели.
Передача ВСУ все более сложной техники делает военную поддержку стран Запада более комплексной. Глава Пентагона Ллойд Остин заявил, что Украине помогают свести все эти системы воедино, синхронизировать поставки новых вооружений и обучение войск их одновременному применению.
Сигналы звучат двоякие. С одной стороны, из Вашингтона откровенно гонят Украину вперед в духе "сейчас или никогда". Остин анонсировал весенние контрнаступления Украины. Боррель накануне призвал доставать "все пылящиеся на складах танки и срочно передать их Украине", поскольку весной и летом "произойдут решающие события".
Такой настрой западные политики и эксперты объясняют тем, что Украина, на их взгляд, должна воспользоваться резким увеличением западной военной помощи, поскольку не факт, что ее удастся поддерживать на этом уровне в будущем. Например, согласно опросу агентства Associated Press, среди американцев около половины пока поддерживает помощь Украине, но число скептиков растет: 29 процентов респондентов против поставок вооружений, а 38 процентов не хотят выделения финансовых ресурсов. Это заметно меньше, чем год назад.
Такая тенденция действительно есть, но нельзя исключать и того, что политики ее дополнительно драматизируют, добиваясь от Украины выполнения их целей против России, а заодно выбивая дополнительные деньги на военные нужды из национальных бюджетов.
Ведь, несмотря на слова о "решающем моменте", министр обороны ФРГ одновременно считает, что конфликт далек от завершения и может растянуться на долгие годы. В Белом доме регулярно говорят о готовности поддерживать Украину столько, сколько потребуется. Кроме того, и мобилизация военно-промышленных предприятий Запада, в том числе под нужды Украины, явно рассчитана на годы и десятилетия.
Наконец, довольно прямо о долгосрочных целях рассказал сам генсек НАТО. По словам Столтенберга, чем бы и когда бы не завершился конфликт, альянс намерен добиваться усиления украинской армии и ее перевода на полную совместимость с армиями стран НАТО.