15.02.2023 11:31
Культура

"Пусть теперь пользуются третьим сортом". Что Юрий Башмет и Полина Агуреева хотели бы донести западной аудитории

Текст:  Роман Мерзляков (Волгоград)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №34 (8979)
В Московском драмтеатре им. Гоголя прошла премьера спектакля "Живые и мертвые. Солдатами не рождаются" по прозе Константина Симонова. Второй том его трилогии "Живые и мертвые" инсценировала актриса и режиссер Полина Агуреева. Оркестром дирижировал народный артист СССР Юрий Башмет.
В спектакле нет ура-патриотизма, а есть одна очень важная вещь, которой сейчас не хватает живущим в наше время. Это чувство Родины. Для персонажей это понятие не девальвировано, оно живое. Это для них константа. В каком бы положении ни была твоя страна - это твоя страна. / Театр им. Гоголя
Читать на сайте RG.RU

Но предпремьерный показ состоялся чуть раньше - в Волгограде. Мы поговорили с создателями спектакля.

Башмет против Запада

Юрий Абрамович, как для вас сегодня звучат мелодии, связанные с военной темой?

Юрий Башмет: Когда мы готовились к концерту в Волгограде два года назад, я окунулся в океан песен военных лет. Какие-то знал с детства, но оказалось, их гораздо больше. Это отдельный пласт в нашей культуре. В сегодняшние непростые дни эта тема получила новый импульс. Лучше бы его, конечно, не было. Но и для живописи, и для поэзии и музыки это своеобразный форсаж. Культура всегда реагирует на такое.

После Сталинграда великий немецкий композитор сочинил очень красивое произведение "Метаморфозы". А на последней странице партитуры там прописан похоронный марш из Третьей симфонии Бетховена. Штраус дал рабочее название "Реквием по погибшей Германии". Значение этой победы было огромным.

Юрий Башмет: Никому из тех, кто бросил в трудную минуту свою страну, еще не становилось лучше

Полагаю, в вашей семье тоже были свои фронтовики.

Юрий Башмет: Конечно. Например, воевал отец моей жены. Войну прошел и мой дедушка. Он служил в пехоте. У него был хороший голос, но с одесским акцентом. Ему говорили: "Ефрейтор Башмет, запевай!" И он пел "Катюшу" с какими-то немыслимыми интонациями, под это они маршировали. Я сам брал у него интервью на камеру, дед мне исполнял песни. Он считался пропавшим без вести, но через год все-таки объявился. В День Победы дедушка всегда брал меня на парады.

Мы не хотим терять нашу историю, не хотим, чтобы до правнуков она доходила в искаженном виде. Когда мы с юношеским оркестром готовились к исполнению Блокадной симфонии Шостаковича в Санкт-Петербурге, провели первую репетицию. Я подумал: надо ребятам рассказать о создании этой музыки. Но как-то не успевал. Так неделя прошла. А потом в личном разговоре выяснил, что даже в 10-11 лет они уже все об этом знают, все понимают.

Это выступление для российского зрителя и слушателя. А есть ли у вас что донести западной аудитории?

Юрий Башмет: Многовато я, Гергиев, Мацуев выступали там, пытаясь доказать, что мы часть одной большой европейской культуры. Пусть теперь пользуются третьим сортом! Они продолжают приглашать, но мы молчим. Это тихие санкции с нашей стороны.

Агуреева: В каком бы положении ни была твоя страна - это твоя страна

Для Полины Агуреевой это не первый опыт в режиссуре. Автор этих строк лично видел, как требовательно она подходила к репетиции, пытаясь добиться идеальных интонаций от актеров.

Полина, почему все-таки выбор пал именно на роман "Солдатами не рождаются"?

Замминистра культуры Италии назвал цензурой отмену концертов российского пианиста Дениса Мацуева

Полина Агуреева: Произведение Симонова удачно подошло к 80-летию победы в Сталинградской битве. Для меня это не умозрительное событие. Основная мысль спектакля - чувство Родины, сопричастности событиям. И трагическим, и светлым, и ошибкам, и победам. Но сопричастность всем своим существом. И книга Симонова об этом. Очень честная, она не затирает проблемы. В ней нет ура-патриотизма, а есть одна очень важная вещь, которой сейчас не хватает живущим в наше время. Это настоящее чувство Родины. Для персонажей это понятие не девальвировано, оно живое. Это для них константа. В каком бы положении ни была твоя страна, это твоя страна. Это главное отличие того времени от нашего. У меня болезненные ощущения в связи со всеми этими событиями сегодня.

Есть ли лекарство от этой боли?

Полина Агуреева: Мне кажется, русский человек чувствует себя звеном в исторической цепи событий. Я хотела бы чувствовать себя сопричастной не только к Сталинградской битве, но и к монголо-татарскому нашествию, Крещению Руси, блокаде Ленинграда. Мы много говорили об этом на репетициях. Мне бы не хотелось спектакля к дате. Хочу говорить о людях, жертвах, ошибках и любви к Родине.

Многовато я, Гергиев, Мацуев выступали там, пытаясь доказать, что мы часть одной большой европейской культуры. Пусть теперь пользуются третьим сортом! Они продолжают приглашать, но мы молчим. Это тихие санкции с нашей стороны

Когда начали репетировать, мы поняли, что этот материал - тест на подлинность. Никак нельзя сфальшивить, уйти в пафос, ложную сентиментальность. А как это сделать нам, не прошедшим ад? Значит, надо идти через сострадание. Потому что есть память - есть человек. Нет памяти - нет страны. Есть прекрасный фильм "Возмездие" у Александра Столпера, он тоже по второму тому "Живых и мертвых". Там играет Анатолий Папанов, прекрасный артист. И степень подлинности у всех воевавших просто зашкаливает. Но они играют в другом темпоритме, чем мы сейчас. Нашей задачей было сделать современный спектакль.

Народы России продолжают покорять мир: Как нацпроект "Культура" открывает загранице творческие коллективы страны

Одна из самых больших удач - это музыка Валерия Воронова. Он почувствовал материал, что человек парадоксален. Музыка чувственная и не пафосная. Я благодарна удивительной команде актеров, которые самоотверженно репетировали в течение двух месяцев по 15 часов в день. Мы ходили на Мамаев курган, к дому Павлова, руинам мельницы. Все стало живым для нас.

В обществе есть раскол по поводу современности. Не бросают ли разногласия тень на еще недавно неделимое прошлое?

Полина Агуреева: Этот материал не может сыграть человек, который говорит, что ему стыдно быть русским. Это был один из критериев в выборе актеров. Какую бы ты ни занимал позицию относительно сегодняшней ситуации с ее трагическими событиями, это недопустимая фраза. Ни для Симонова, ни для Никулина, ни для Гердта, ни для Тодоровского, чьи фильмы мы в огромном количестве посмотрели. Для них было бы трагедией, если бы они услышали, что людям стыдно быть русскими, потому что их поколение отдавало жизни за то, чтобы эта русскость осталась.

Волгоград Драматический театр