Во вчерашней публикации Управления Верховного комиссара ООН по правам человека отмечается: "Законность односторонних санкций США против Ирана сомнительна с точки зрения международного права, как и законность их экстерриториального применения. Тем не менее, компании за пределами США чувствуют обязанность соблюдать эти требования, чтобы избежать юридических или деловых последствий".
Но что стоит за этими словами и оценками? Вот конкретный пример. Ирану отказано в лекарствах для лечения пациентов, страдающих тяжелым наследственным заболеванием - талассемией. К сожалению, именно в этой стране таких больных особенно много. Но швейцарская фармгруппа Novartis (ведущий поставщик лекарства) и французская компания Roquette Frères (производитель ключевых ингредиентов), ссылаясь на режим санкций США, прекратили осуществлять поставки необходимых Ирану лекарств.
Трансграничные коммерческие поставки лекарств представляют собой сложный процесс, в котором участвуют иностранные компании -производители, грузоотправители, страховщики и банки, находящиеся под постоянным прессингом властей США за бизнес-связи с Ираном. Опасаясь карательных штрафов США, фармкомпании предпочитают не работать на рынке "подсакционных" стран.
При этом отсутствие хотя бы одного звена в цепочке поставок приводит к тому, что лекарства не поступают к пациентам с талассемией, подвергая их страху, боли и преждевременной смерти.
Очевидно, что санкционный режим США нарушает базовое право человека на здоровье. Об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в санкционных правилах США не предусмотрены гуманитарные исключения для медицинских товаров, либо они настолько сложны и запутаны с юридической точки зрения, что иностранные компании предпочитают вообще не заниматься этим видом деятельности.
Практика экстерриториального применения санкций США приводит к смертям людей в различных регионах мира. И власти США цинично игнорируют это в нарушение всех международных обязательств в области прав человека, Руководящих принципов ООН по ведению бизнеса, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Права человека и односторонние принудительные меры" и других документов.
Источник: Telegram-канал вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева.