16.02.2023 22:02
В мире

Литва не будет обеспечивать нормальный транзит автотранспорта с Беларусью

Текст:  Михаил Розен
Российская газета - Федеральный выпуск: №36 (8981)
Служба охраны государственной границы Литвы в одностороннем порядке прекратила обеспечивать бесперебойный поток транспорта через границу с Беларусью. Об этом сообщили в Погранкомитете Беларуси. Вильнюс причины такого решения не объясняет. Эксперты считают, что этот шаг может иметь скрытую подоплеку.
Читать на сайте RG.RU

До сих пор действуют все шесть автодорожных коридоров между Беларусью и Литвой. Но подобные ограничения затруднят грузоперевозки между государствами.

"Объем грузоперевозок может снизиться, особенно если власти Литвы будут создавать бюрократические препятствия и отдельные хозяйствующие субъекты на территории Литвы захотят извлечь из этого выгоду", - говорит профессор кафедры государственное и муниципальное управление Финансового университета при правительстве РФ Юрий Шедько. Литва может вовсе закрыть границы под видом надуманного предлога, считает эксперт. Например, Вильнюс закрыл железнодорожный пункт пропуска Бенякони - Стасилос до конца 2024 г.

Действия Литвы действительно существенно ограничат поток товаров между двумя государствами. "Теперь между этими государствами останется только один железнодорожный погранпереход Гудогай - Кяна", - подытожил Шедько.

Также он отметил, что это решение может негативно сказаться на грузопотоках из России и Беларуси в Калининградскую область, которые частично были ограничены еще летом прошлого года. "У России было время перестроиться, но все же сложившиеся обстоятельства потребуют еще более слаженной работы наших и белорусских логистических служб", - заключил он.

Лукашенко назвал экономической провокацией закрытие пограничных пунктов пропуска

Литва отказывается от положений, принятых в документе, который был подписан 4 ноября 2019 года, замечает исполнительный директор ACEX Алексей Липатов. "Документ предусматривал обеспечение бесперебойного потока транспорта через границу и увеличение пропускной способности автодорожных пунктов пропуска. Однако пандемия и усиление санкций во многом препятствовали полному воплощению этого документа в жизнь", - говорит представитель логистической компании.

По его мнению, решение Литвы в любом случае негативно отразится на скорости пересечения границы вплоть до остановки работы перехода, временно или на постоянной основе. "Хотя на данный момент о полном закрытии речь не идет, это не дает никаких гарантий на будущее", - указывает Липатов.

Еще большую обеспокоенность вызывает то, что до конца 2024 года закрывается один из двух железнодорожных пунктов пропуска между странами Бенякони - Стасилос, добавляет он. "На фоне ограничений транзита грузов по дорогам это выглядит подозрительно", - констатирует эксперт. По его мнению, такие ограничения могут быть направлены и на то, чтобы усложнить положение Калининградской области, часть грузов в которую поступает транзитом через Литву.

Между тем представители грузоперевозчиков в социальных сетях обсуждают информацию о том, что более 200 литовских компаний по-прежнему экспортируют продукцию в Россию, несмотря на запреты. Власти Литвы намерены сдержать этот поток грузов.

Литва Беларусь