"Сейчас написаны главы про Эдварда Мунка и Дагни Пшибышевскую, Ивана Крамского и "Неизвестную", Аркадия Пластова и "Весну", Жака-Луи Давида и мадам Рекамье, - говорила в интервью "РГ" Анна Матвеева летом 2022 года. - Лично меня больше всего на сей раз не натурщица подкупила, а художник - Крамской. Я перечитала всю его переписку и сделала маленькое, но важное открытие. Я преисполнена огромного сочувствия к Крамскому, художнику, который не сознавал свой дар, постоянно хотел написать что-то великое, не понимая, что он уже это сделал. Он был великолепным портретистом, но не относился к этому серьезно, ему хотелось большего. Это трагедия для творца".
На встрече в музее Анна Матвеева рассказала, что в книгу также войдут главы про Диего Веласкеса и даже Ивана Айвазовского. "У меня не было претензии сделать серьезное исследование, я не искусствовед, - напомнила Анна собравшимся слушателям. - Некоторые упрекали меня, что в предыдущей книге было мало про натурщиц и много о самих художниках. Но я могу рассказывать о них только в контексте их жизни. И моя книга не для знатоков искусства, а для тех, кто хочет сделать первые шаги".
После нескольких слов о грядущих "Картинных девушках"-2, писательница приступила к чтению - в ее исполнении прозвучала историю любви Бориса Кустодиева и его жены и музы Юлии Прошинской. Чтения сопровождались демонстрацией работ художника, также были показаны фотографии семьи Кустодиева.
"Жизнь с художником принесет Юлии много счастья, но и не мало горя. Осенью 1901 года они наконец-то объясняются, и Борис рассказывает матери, что хочет жениться. Мать, может, и думает, что рановато для брака (сыну всего 24), но вслух ничего не говорит и даже дарит ему ковер - надо же обзаводиться каким-то имуществом, так почему бы начать не с ковра. В письмах жених и невеста обсуждают будущую совместную жизнь с мягкой иронией. Кустодиев надеется, что Юлия умеет готовить хотя бы яичницу и трунит над собственной непрактичностью, но разве это важно? "Дай только бог нам быть здоровыми и сильными людьми, а все остальное будет у нас", - пишет Борис, не догадываясь о том, что у судьбы на его счет другие планы… В письме он ласково называет невесту дорогим Юликом, а в порывах нежности - "моим колобочком", хотя ничего округлого в Прошинской в те годы не было".
Чтения Анны Матвеевой открыли цикл творческих вечеров "Искусство литературы", которые проводит "Редакция Елены Шубиной" в Музее русского импрессионизма.
В ближайшее время гостей музея ждут встречи с творческим дуэтом - Мариной Москвиной и Леонидом Тишковым, писательницей и художником Александрой Николаенко, а также с художником Борисом Мессерером.