Лес - это стержень регионального бюджета, лесная продукция занимает сорок процентов от общего промышленного производства Поморья. Вместе с тем еще вчера экономика Архангельской области была крепко "привязана" к экспорту продукции ЛПК на европейские рынки. Для того чтобы "вылечить зависимость" и вернуть отрасли рост, лесной сфере нужны государственная поддержка и дополнительные инвестиции.
- На некоторые процессы, которые поначалу, казалось, создавали проблемы, мы посмотрели по-другому и теперь воспринимаем все перемены исключительно как новые возможности. В области ЛПК будем насыщать внутренний рынок, за счет этого открываются возможности и перспективы для роста, - сказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский по итогам встречи с президентом.
Инструменты для "возвращения" архангельского леса в Россию найдены. Так, спрос наберет "упавшие" обороты благодаря новым подходам к деревянному домостроению - особенно на Севере, где дерево веками считалось главным стройматериалом. В регионе считают, что ИЖС может снова стать массовым, особенно если учесть недавние опросы ВЦИОМ: согласно им, 75 процентов россиян хотели бы жить в индивидуальном жилье, а 57 процентов из них - в деревянном.
Неслучайно поручения главы государства касаются повышения доступности ипотеки на индивидуальное жилищное строительство, а также снижения цен в этом секторе. В частности, речь идет об удешевлении домокомплектов: если в России удастся поставить их на поток и начать продавать по доступным ценам, можно не только повысить внутренний спрос на дерево, но и быстрее решить проблему переселения людей из ветхих и аварийных домов. В том числе в Поморье, где сегодня тысячи люди ждут своей очереди на новое жилье.
Кроме того, в Архангельской области впервые займутся проектами деревянных многоэтажек - Поморье может стать одним из пилотных регионов, где начнут строить многоэтажные жилые дома из деревянных панелей нового типа. Сегодня в Минстрое РФ определяют количество таких зданий, а также источники финансирования строек. Кстати, главной преградой для возведения "деревянных небоскребов" до недавнего времени была устаревшая нормативная база:
- Сейчас больше нет нормативных барьеров для строительства четырехэтажных многоквартирных домов, - сказал на совещании в Устьянском районе глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. - Пилотные проекты уже реализованы, но их нужно массово тиражировать.
Тем временем в Устьянском лесопромышленном комплексе тестируют новое оборудование для пеллетного цеха. Партия деталей - матрицы и ролики для пресс-грануляторов - поступила сюда из Белоруссии. Специалисты уже завершили их установку и проверяют в рабочих условиях. Но главное, что предприятие теперь не остановится из-за отсутствия сбыта. Дело в том, что архангельские пеллеты раньше шли исключительно на экспорт - в основном в страны Европы. Теперь рынок для них будет создаваться внутри России - на обновление муниципальных котельных и перевод их на топливные гранулы в ближайшие два года планируется выделить не менее 15 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов.
Появятся у лесопромышленников и другие преференции. Так, при определении ставки за пользование лесами предлагается учитывать дифференцированный подход - в зависимости от качества и востребованности растущих на участках деревьев.
Будут доработаны и нормативы для транспортных субсидий. Хотя недавно в правительстве РФ повысили предельный размер таких субсидий до 500 миллионов рублей, интересы крупного бизнеса не были учтены, теперь власти должны прислушаться.
Отмечается также, что первоочередную поддержку получат именно компании СЗФО, больше других пострадавшие от западных санкций:
- Наши лесопромышленники этой поддержки очень ждали и, несмотря на непростое для них время, точно не подведут, - отметил глава региона.
Кстати, новые возможности, которые открылись перед Архангельской областью после введения европейских санкций, можно увидеть воочию. Достаточно выйти на берега Северной Двины, которая за последний год превратилась в оживленный водный "проспект" - суда, которые раньше уходили на плановый ремонт в Европу, теперь бросают якорь в Архангельске. Очередь растянулась вплоть до 2025 года. В связи с небывало высоким спросом в регионе даже приняли решения по строительству двух плавучих доков:
- Один появится на "Севмашпредприятии" - он будет носить в основном оборонно-промышленный характер. А на "Красной Кузнице" пятитысячный док, который мы построим, существенным образом повысит возможности для гражданского судоремонта, - рассказал губернатор.
Отметим также, что на заводе "Красная Кузница" сегодня по льготной программе Минпромторга строятся четыре судна ледового класса. Как сказал глава региона, они помогут достигнуть "абсолютно круглогодичной доступности островных территорий". За прошедшие сто лет это будут первые пассажирские суда, построенные в Архангельске, причем без импортных комплектующих.