21.02.2023 21:07
Культура

Вся постановка держится на трех актрисах: В РАМТе представили спектакль по роману Марины Степновой "Женщины Лазаря"

Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №39 (8984)
Роман "Женщины Лазаря" Марины Степновой вышел в свет в 2011 году, а в следующем - стал лауреатом премии "Большая книга". С тех самых пор предпринимались попытки перенести его на театральные подмостки, но довольно робкие - где-то эскизы, где-то читки...
Постановка держится на изумительной игре трех актрис: Н. Уваровой, А. Ковалевой и А. Писаревой. / Предоставлены пресс-службой театра
Читать на сайте RG.RU

Первыми на большой сцене популярную семейную сагу (о количестве ее поклонников, наверное, упоминать излишне, достаточно сказать, что текст переведен на 25 языков) воплотили Российский академический молодежный театр (РАМТ) и режиссер Алексей Золотовицкий. Получился душевный спектакль, в котором все, как в нашей жизни, где человеческое счастье порой проглядывает через неподдельную боль.

Главный герой этой постановки, без сомнения, - сам текст романа. Вспомним известный упрек в том, что Марина Степнова пишет "избыточно хорошо", но если это и так, то в театрализованном пространстве эта избыточность оказалась как раз к месту. Текст словно убаюкивает зрителя, укутывает его в такой вроде бы знакомый, но вместе с тем совсем не бытовой мир (эту границу подчеркивают зеркальные стены). И - снова странно! - это при том, что раз за разом мы будем слышать нарочито насущные выдержки из книги "Подарок молодым хозяйкам" Елены Молоховец. Она - настольная сразу у двух "женщин Лазаря", некое связующее звено между поколениями, а их здесь несколько: сага охватывает почти весь ХХ век.

Чехов в новых технологиях: в Петербурге выпустили первый NFT- спектакль

Итак, великий советский ученый Лазарь Линдт - гений-самоучка, оставивший неизгладимый след в судьбах трех совершенно разных женщин. Его самого на сцене нет - и это осознанное режиссерское решение, ведь роман, в конце концов, не о нем. Он присутствует исключительно в виде гипсового бюста и напоминает усредненного ученого с портретов в школьном классе. Лишь иногда молодого Лазаря играет Антонина Писарева, исполняющая роль его внучки - Лидочки. Она, как мы знаем из романа, точная копия своего деда, и актрисе достаточно надеть круглые очки, поднять до носа ворот тулупа - и мы прекрасно представляем, каков был виновник всех бед.

Хотя - почему же именно бед? Кому-то Лазарь принес и счастье. Вообще счастье в этом спектакле, конечно, олицетворяет Маруся - жена ученого, который взял подающего надежды юношу под крыло и поселил в своем доме. В ней - тепло домашнего уюта и такая искренняя простота веры, в ней - забота и бескорыстная любовь, да и сама жизнь тоже в ней. Бесприютный Лазарь, почувствовав это все кожей, конечно, отдал свое сердце втайне этой, намного старше его самого, женщине. А она, страдающая от бездетности, восприняла его появление в своей жизни как ответ на молитвы и полюбила как родного сына.

Марина Степнова пишет "избыточно хорошо", но если это и так, то в театрализованном пространстве эта избыточность оказалась как раз к месту

Марусю изумительно играет Анна Ковалева, с ее появлением на сцене необъяснимым образом становится тепло. Фон жизни Маруси - дом. Огромный гостеприимный стол, поднимающееся тесто, развешанное белье и разговоры о подвязке цветов в саду. Марусе удается поддерживать огонек тепла в самые непростые времена, и когда вокруг холод войны, в ее доме сушится стайка разноцветных детских варежек - от сироток, которых она собрала по промерзшим улицам и приютила. "Стыдно, столько горя кругом, всю жизнь, а я всю жизнь счастлива", - скажет она потом. А все потому, что ее счастье подлинное, евангельское - то, что в ближних.

Вообще удачей спектакля смело можно назвать актерский ансамбль. Вся постановка держится на трех актрисах, которые очень живо взаимодействуют и моментально откликаются друг на друга. Прекрасный тандем случился и у Нелли Уваровой (Галочка) с Антониной Писаревой (Лидочка). Они разыгрывают взаимоотношения бабушки и внучки от трагических до невероятно комических, как, например, сцена, когда на Лидочку напал приступ тошноты от невероятно люксовых бабулиных духов. Во всем Советском Союзе вторых таких не найдешь - но до того ли Лидочке, когда ее вот-вот вывернет прямо в салоне роскошного автомобиля "Волга"? Эта сцена - как и многие другие - сделана настолько тонко и остроумно, с массой приемов - от речитатива до балета, что вызывает улыбку и через неделю после спектакля.

Надо ли запрещать спектакли в связи с чьим-то отъездом? Полина Агуреева - о волнениях в театральном мире

Галочка не любит свою внучку. Потому что ей самой Лазарь Линдт жизнь сломал - молодую и цветущую, влюбленную в совершенно другого человека, насильно привязал к себе, поместил в жизнь красивую и состоятельную, но ей совершенно не нужную. И ждала она только его смерти, чтобы освободиться от этих пут. Лидочка, в свою очередь, по-детски сосредоточенно насупливается и искренне не понимает, что такого она сделала своей бабушке и почему ей все время твердят "надо, надо, надо!"... Кому надо и что надо? Так дед, которого она даже не знала, вмешался и в ее судьбу.

Лидочка тоже будет мечтать о своем доме, а ее единственным собеседником станет затертая странная книга "Подарок молодым хозяйкам". Когда-то она принадлежала Марусе. Так закольцуется эта история.

Конечно, она о любви. Но и о том, что нелюбовь может быть ничуть не менее сильна.

Дословно

Алексей Золотовицкий, режиссер:

- Мы постарались максимально бережно отнестись к роману и осознанно не переделывали его в пьесу. Важно было сохранить мир авторской прозы с его интонациями и красотой мысли. Поэтому так легко актрисы выходят из образа, поэтому так много чисто театральной условности.

Драматический театр