Дмитрий Львович, в Нижнем Новгороде будут построены три новые станции метрополитена. Многие нижегородцы в соцсетях спрашивают: нет ли в этом рисков, не повредят ли новые ветки экологии города?
Дмитрий Щеголев: Некоторые горожане выражают опасения по поводу того, что у Нижнего Новгорода очень сложная гидрогеология, и что прокладка тоннелей сопряжена, в частности, с рисками подтопления подземными реками. На наш взгляд, с технической точки зрения все сложности, обусловленные проблемами ландшафта, решаемы. Есть опыт строительства веток и станций даже в более сложных условиях гидрогеологии – например, в Санкт-Петербурге.
Что касается вибраций в метрополитенах мелкого заложения, их воздействия на историческую застройку, то этот вопрос решается путем виброизоляции, специальных амортизаторов, спецконструкций верхнего строения пути. Тем более что сейчас методы расчета и материалы существенно улучшились.
Если говорить о периоде строительства, то на участках, где роются котлованы, уже начали убирать зеленые насаждения. Но в нормативах заложены обязательные компенсирующие посадки, и они непременно будут.
Тогда поговорим о положительном эффекте от появления новых веток. В чем он, на ваш взгляд, заключается?
Дмитрий Щеголев: Уверен, что новые ветки метро станут катализатором с точки зрения улучшения ландшафта, поскольку входные группы подтянут и общее благоустройство в городе. Экологическая же польза очевидна. Город растет, растет и трафик. Если запараллелить основные коммуникации на линии метрополитена, это сильно разгрузит улицы от наземного транспорта. За примером далеко ходить не надо – это Москва. Для нее линии метро давно стали основным транспортным каркасом. В объявлениях о продаже квартир в столице всегда указывается, около какой станции метро находится квартира и как долго до этой станции добираться.
Метро позволит трансформировать всю транспортную структуру Нижнего Новгорода, включая и пригородные маршруты. В том же Сормове вокруг новой станции можно сделать перехватывающие парковки, создать транспортный хаб. Конечно, это потребует от города тщательных обоснований и расчетов. Ну а нашим студентам будет легче добраться из Балахны и Бора. Есть такой лозунг – «Учись в Нижнем!». Новые ветки придадут ему новое дыхание.
Наверное, для ваших студентов строительство новых веток полезно и в плане трудоустройства?
Дмитрий Щеголев: Безусловно. Мы сотрудничаем с нижегородским филиалом Мосинжпроекта, наши студенты идут туда на практику, многие трудоустраиваются. Конечно, они принимают участие и в строительстве метро. Планируем привлечь к строительству наше молодежное стройотрядное движение – студенты прямо рвутся в бой.
Метро – это сложнейший инженерный объект, он требует большого количества специалистов в разных сферах. И наш вуз как раз их готовит. Это архитекторы, геодезисты, гидротехники, экологи, специалисты по ландшафтной архитектуре, дизайну архитектурной среды, техносферной безопасности, IT- специалисты.