Мораторий ввели еще в апреле прошлого года специально для самого западного региона страны. Тогда мера господдержки упростила процедуру весогабаритного контроля для грузового транспорта, ввозящего в страну лекарства, продукты и предметы первой необходимости. Это позволило в условиях санкционного давления сократить время доставки важных грузов в российские магазины и избежать дефицита. Мораторий заметно упростил жизнь перевозчикам, поскольку фуры, перевозящие указанные группы товаров, не досматривали, по сути, освободили от дополнительного таможенного контроля.
- Преимущество моратория заключалось в том, что для Калининградской области фактически действовали правила внутрироссийских перевозок, несмотря на отсутствие прямых границ с основной частью страны. При этом размер таможенных платежей не зависел от массы товара, ведь они завозились на территорию свободной таможенной зоны, - рассказал заместитель генерального директора крупного калининградского ретейлера Алексей Елаев. - В результате перевозчиков и самих таможенных декларантов избавили от лишней работы и контроля. Сейчас действие моратория прекратилось, и я могу с уверенностью сказать, что региональный бизнес ждет его продления. В противном случае это негативно повлияет на работу с поставщиками из "большой" России. Ведь товар, перевозимый внутри страны, по общим правилам не оформляется как экспортный.
Эксперт добавил, что после прекращения действия моратория малейшие изменения в весе товаров, будь то усушка, утряска, или набор влаги, или ошибки в документах, приведут к простоям на границе, росту цен на доставку и большим штрафам. В результате стоимость конечных товаров вырастет, а убытки калининградского бизнеса переложат на плечи потребителей.
Разделяют это мнение и логисты западного эксклава страны. По мнению транспортников, мораторий на весогабаритный контроль грузов нужно не только продлить, но и расширить его действие на другие виды грузов, а не только на предметы первой необходимости. Таможенники в принципе не должны проверять вес и габариты товаров при их перевозке по территории России, поскольку это нарушает единое экономическое пространство страны.
- Сейчас калининградскому бизнесу с его текущими транспортно-логистическими проблемами совершенно не до проверок веса и габаритов грузов. Если говорить о транзите между основной частью России и самым западным регионом страны, то здесь логично расширить либо вообще убрать данную форму контроля, - прокомментировала ситуацию бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова.
В аппарате уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей сообщили, что актуальность моратория для российского эксклава нисколько не уменьшилась. Для местных предпринимателей не только импорт или экспорт, но и перевозки из остальной части России неминуемо сопряжены с пограничным контролем, что усложняет абсолютно всю торговлю.
Сейчас федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов готовит соответствующее обращения в правительство страны с просьбой продлить действие моратория на весогабаритный контроль для Калининградской области. Главный аргумент - уплата таможенных платежей никак не зависит от массы товаров, поскольку самый западный регион страны является свободной таможенной зоной. То же касается и транзитных грузоперевозок в эксклав. Поэтому лишние административные барьеры необходимо снимать.
Пока перевозчики дожидаются ответа от федерального центра, власти Калининградской области запустили второй этап антисанкционной программы поддержки бизнеса. Пострадавшим предприятиям выделят 2,2 миллиарда рублей в виде льготных займов под два процента годовых сроком на семь лет. Первую часть в размере 3,6 миллиарда рублей распределили между предпринимателями в декабре прошлого года. Тогда власти региона одобрили 42 заявки, внушительную часть которых составляли проекты логистических и транспортных компаний. Общий размер программы поддержки составил рекордные для региона 5,8 миллиарда рублей.