По данным опроса, который провели аналитики сервиса по поиску работы "Зарплата.ру", 78 процентов из двух тысяч респондентов, уволившихся из зарубежных фирм, уже нашли работу в России. Более того, у 51 процента специалистов доходы заметно выросли по сравнению с прежним местом работы.
Особенно четко кадровая миграция прослеживается в IT-сфере. По итогам прошлого года около трети российских айтишников, ранее релоцировавшихся в Грузию, Армению или Казахстан, вернулись на родину. Если говорить о регионах СЗФО, то активнее всего разработчики перебираются в Калининградскую область и Санкт-Петербург, где сегодня сформированы наиболее крупные IT-кластеры.
- Сейчас многое зависит от конкретного проекта, над которым работают IT-команды. Мы, например, трудились над мобильными играми в одной из европейских компаний. После того как российский офис закрылся, задумался о поиске новой работы, - признался калининградский разработчик Александр Смирнов. - Нам, конечно, предложили релоцироваться в Казахстан или вовсе на Кипр, но при этом осторожно намекнули, что россиянам там будут не особо рады. Наша удаленная работа из Калининграда заказчика не устроила, поэтому пришлось уволиться.
С учетом опыта Александра найти хорошее место в отечественной IT-компании для него не составило труда. По словам разработчика, перспективы в России сегодня хорошие, заработок не хуже, чем в Европе. Подкупает и масштабная господдержка отрасли - благодаря льготной ипотеке для айтишников мужчина смог купить квартиру в самом западном регионе страны.
Однако без подводных камней все же не обходится. Главными проблемами по-прежнему остаются нестабильная работа зарубежного софта и нехватка комплектующих для компьютерного оборудования. По мнению владельца калининградской компании-разработчика ПО Тимура Садыкова, основной упор российские айтишники сегодня делают на связку отечественного программного обеспечения с иностранными аппаратными комплексами, а также на полное софтверное импортозамещение. Процессы эти осуществимые, но весьма дорогостоящие и затратные по времени.
- Невозможность пользоваться без "костылей" привычным инструментарием - одна из причин, по которой российские специалисты продолжают работать в международных компаниях. Это банальный вопрос удобства, - рассказала "РГ" разработчик мобильных приложений из Санкт-Петербурга Елена Чумакова. - Поскольку российский офис закрыли, нашу команду вынужденно релоцировали в Армению. Эта опция стала доступна еще во время пандемии коронавируса, однако тогда вопрос ребром никто не ставил. После жестких антироссийских санкций у многих приложений просто начали отключать лицензии, что поставило под угрозу срыва сразу несколько международных проектов. Выбор был невелик: уволиться и искать новую работу либо перебраться с командой на новое место. Мы выбрали второе. С поставкой оборудования, конечно, возникают проблемы из-за сломанной логистики, но по крайней мере все необходимые программы работают.
При этом аналитики рынка отмечают, что из иностранных компаний в отечественные перешли в основном "околоайтишные" специалисты - это маркетологи, специалисты по рекламе и прочие эффективные менеджеры. В дефиците по-прежнему обработчики данных, программные архитекторы, тестировщики и разработчики разных уровней.
- Если мы посмотрим на зарплату разработчика среднего звена, то в Калининграде или Санкт-Петербурге она держится примерно на одном уровне и составляет около 120-150 тысяч рублей. Из-за дефицитности профессии получать меньше айтишники точно не станут. Более того, уровень заработной платы в обозримом будущем может начать расти благодаря поддержки отрасли со стороны государства, - подчеркнул ведущий менеджер HR-агентства Евгений Белов.
Из-за нехватки специалистов компании начали "выкупать" целые команды разработчиков, работавшие ранее в зарубежных офисах. Показательный пример - крупный российский разработчик программных продуктов для офисов, где 60 процентов новых сотрудников - работники ушедших с отечественного рынка иностранных фирм. Как правило, это представители R&D-профессий - тестировщики, инженеры DevOps и разработчики ПО. Только за вторую половину 2022 года к компании присоединились три команды айтишников. В основном это те, кто не был готов к релокации. При этом российские работодатели отмечают у таких специалистов высокий уровень подготовки, поскольку работали они в организациях с развитой корпоративной структурой, четкой дорожной картой и хорошим соцпакетом.
По данным Руссофта, около 30 процентов IT-специалистов, релоцировавшихся за пределы страны, уже вернулись на работу обратно в Россию. В основном это те, кто уезжал в Армению, Грузию или Казахстан.
51 процент специалистов, перешедших на работу из иностранных компаний в российские, стали зарабатывать больше.