Их участие в церемонии открытия стало возможным благодаря поддержке Агентства креативных индустрий. Открытие новой инновационной площадки города посетили президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. "Ломоносов" призван стать амбициозным проектом на стыке науки и технологий. В нем организованы специальные пространства для участия студентов, аспирантов, молодых ученых в разработке инновационных проектов и акселерационных программах.
Подбирая произведения для кластера, представители креативных индустрий во многом ориентировались на цели его создания и направленность, демонстрируя, как, опираясь на научный и художественный опыт, можно идти в ногу со временем.
- Так как деятельность кластера связана с инновациями, мы представили работы различных художников, которые в своем творчестве соединяют традиции, современность и элементы футуризма. Произведения Павла Полянского не просто анализируют прогрессивные перемены в обществе, но и раскрывают саму суть переплетения машинных технологий с биологическими, социальными и духовными потребностями человека. Художник иронизирует над нынешним образом жизни и ставит высокие технологии в один ряд с городскими жителями и природными пейзажами. На картине "Прогулка" бегущую девушку сопровождает робот-пес - художник не исключает, что это наше ближайшее будущее. Дарья Котлярова - потомственная художница, внучка заслуженного художника РСФСР и лауреата Государственной премии РСФСР Льва Серафимовича Котлярова, автора знаменитых юбилейных открыток, посвященных полету в космос Юрия Гагарина. Ее цикл размышлений о далеких мирах, планетах и созвездиях гармонично сосуществует со стремлением "заземлить" эти мысли, попытавшись примерить человеческую фигуру к необъятным просторам космоса, - рассказывает директор по развитию Askeri Gallery Анастасия Антонова.
Коллегу поддерживает и соосновательница платформы предметов российского авторского дизайна Manner & Matter Марина Весна:
- Каждая наша работа, подобранная для кластера, - пример соединения ремесла, вкуса и технологичности. Это новые панно и скульптуры из бестселлеров платформы: объемные, технологичные панно Дениса Питонова; собранные из сотен деревянных элементом панно Woodzen Art; яркое многослойное панно Quatrobase; бронзовые объекты Владимира Макеева и архитектурные свечи-скульптуры из вороненого металла Sphagnum.
Издательство Smart Reading поделилось книгами по саморазвитию из серии "Инфографик" для взрослых и "Чему не учат в школе" для детей среднего школьного возраста.
- Благодаря Агентству креативных индустрий мы не только представили свою продукцию в кластере, но и смогли уже два раза попасть на выставку non/fiction. Участвовать на ней самостоятельно довольно сложно с экономической точки зрения: мы бы не окупили продажами затрат, в лучшем случае выйдя в ноль. В этом году мы даже попали с двумя изданиями в шорт-лист и рады продолжать сотрудничество с АКИ в рамках самых разных проектов - это и "Сделано в Москве", и организация книжных полок в МФЦ, - рассказывает директор издательских проектов Smart Reading Андрей Изварин.
Его коллеги из издательства "Искусство-XXI век" предоставили кластеру большие подарочные альбомы об искусстве, в том числе и для детей, а также о дизайне, об эстетике, архитектуре, мемуарную литературу, посвященную жизни художников.
- Если "Ломоносов" - это инновационное пространство, то мы одними из первых стали разрабатывать книги об искусстве для детей. В них мы ведем с ребенком пяти-шести лет увлекательный диалог, с помощью вопросов и ответов обращаем его внимание на интересные детали, течения в искусстве, чтобы эта информация запечатлелась в памяти. Кроме того, мы всегда зажигали звезды - рассказывали о талантливых русских художниках в эмиграции, таких как Николай Тархов, Николай Калмаков. В тот момент, когда мы передавали свои издания кластеру, у нас вышла последняя книга из этой серии о русских художниках, эмигрировавших после революции в Америку. Мы не вкладываем средства в рекламу: наш читатель всегда находит нас, но быть представленными на такой крупной площадке, участвовать в подобных городских инициативах - это почетно и дает возможность привлечь новую аудиторию, - говорит директор по продажам издательства "Искусство-XXI век" Лейла Гусейнова.
Представители различных креативных индустрий отмечают, что в нынешней ситуации, когда творческий рынок меняется, а его потребители начинают обращать больше внимания на проекты российских авторов, особенно важна поддержка города.
- Она дает возможность московским художникам заявить о себе, получить крупные госзаказы и отразить современную историю посредством изобразительного искусства, скульптуры и других медиумов. Популяризация современного искусства и поддержка молодых художников - одна из основных миссий нашей галереи, - комментирует Анастасия Антонова.
- Мы рады "говорить" с городом. Представляя на своей платформе самый широкий выбор предметов мебели и декора от российских дизайнеров, нам хочется познакомить с ними как можно большее количество людей. Чем чаще будут организованы инициативы такого рода, как привлечение современных галерей и издательств к открытию нового кластера, а также совместные коллаборации креативных компаний, организаций, тем больше людей откроет для себя новые имена в искусстве, дизайне, начнет интересоваться ими. Это большой шаг как для отрасли, так и для расширения кругозора, насмотренности и открытости новому, - резюмирует Марина Весна.