Накануне президент подписал закон об ограничении дисконта на Urals, согласно которому с 1 апреля дисконт на российскую нефть Urals по отношению к Brent ограничен для расчета нефтяных налогов.
"У российских нефтяных компаний и без нововведений в налоговое законодательство есть стимулы для сокращения дисконта Urals к Brent, так как от этого напрямую зависит их прибыль. Другое дело, что покупатели российской нефти не готовы идти на сокращение этого дисконта. Судя по последним нескольким месяцам, на рынке сложился стабильный размер скидки на российскую нефть в $32 за баррель", - говорит аналитик УК "Альфа-Капитал" Александр Джиоев.
С ним согласен эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Игорь Галактионов. У российских компаний и без налоговых изменений есть стимул добиваться сокращения дисконта, поскольку каждая компания ищет возможности увеличить доходы, считает он. "Вероятно, цифра сокращения 500 тыс. баррелей в сутки представляет из себя консолидированный взгляд отрасли на перспективы добычи. Полагаю, что в нем уже учтены предположения, связанные с возможной обстановкой на нефтяном рынке и существующих дисконтах. Однако, если прогнозы не оправдаются и фактический дисконт окажется шире расчетного, действительно могут возникнуть сложности", - говорит эксперт. Он добавляет, что вероятно, бизнес и власти будут в постоянном диалоге по этим вопросам.
По мнению аналитика ФГ "Финам" Александра Потавина, значительные объемы нефти из РФ в последний месяц стали уходить по серым схемам продажи, потому выявить истинные цены по таким поставкам довольно сложно. "Если нефтяные компании контролируют перевозку нефти и получают за это свою долю выручки, то здесь вполне возможны манипуляции с ценами, включение в сделку серых посредников и т.п. В результате официально фиксируется одна цена, а по факту устроители схемы продажи нефти получают за нее значительно больше. В аналитической записке Goldman Sachs, опубликованной ранее, сказано, что покупатели платят за российскую нефть больше, чем предполагают официальные котировки. GS подсчитал, что разрыв между средней уплаченной ценой и котируемой ценой увеличился с марта прошлого года и в декабре достиг около $25/барр", - поясняет эксперт.
По его мнению, новый механизм определения цены Urals для целей налогообложения носит демотивирующий характер по экспорту нефти с высоким значением дисконта для российских нефтяных компаний. Теоретически, все это может способствовать более высоким значениям экспортной цены для России, но при меньшем уровне добычи, говорит эксперт. "Видимо такой сценарий и имелся в виду, когда наши власти объявили, что с марта сокращают объемы добычи нефти в РФ на 500 тыс. баррелей в сутки", - заметил он.