Новые санкции ЕС ввел 25 февраля. В их числе - новые экспортные ограничения, запреты на деятельность СМИ, а также персональные санкции. Ранее санкции также ввели США и Великобритания.
Переход от стратегических мер к тактическим
Принятый ЕС 10-й пакет санкций против России является логичным шагом в череде аналогичных решений. Однако уже сейчас очевиден характер нынешнего пакета - он носит точечный характер и уже лишен стратегических императивов. Если предыдущие пакеты должны были вызвать паралич стратегически важных сегментов российской экономики (энергетического, банковского, транспортного и прочих секторов), то 10-й пакет уже направлен на "зачистку" всего того, что еще не нашло отражения в предыдущих решениях. Включение в список 10-го пакета 96 субъектов - физических и юридических лиц России - подтверждает данный тезис и говорит об исчерпанности у Европы мер общего действия. В этой связи можно сказать, что на примере санкционных пакетов очень ярко проявляется экономический закон убывающей отдачи: негативный эффект от каждого последующего пакета меньше, чем от предыдущего. Грубо говоря, экономический ущерб для России от 10-го пакета санкций в 10 раз меньше, чем от 1-го; по-другому просто не может быть.
Набор стратегических мер исчерпан
На фоне стратегической исчерпанности потенциала санкций просматривается и тактическая неопределенность вводимых мер. Например, Совет ЕС запретил предоставлять россиянам мощности для хранения газа (за исключением части объектов СПГ). Однако, о каких исключениях идет речь, ничего не сказано - сколько их, где они находятся, почему они не попали в список и какие именно эти объекты. Аналогичным образом в список лиц, на которых распространяется замораживание активов и запрет на предоставление денежных средств и экономических ресурсов, добавлены три российских банка, но не уточняется, против каких именно банков из России будут введены санкции Евросоюза. Все это говорит о том, что в руководстве ЕС имеются сомнения и вопросы по всем обозначенным в 10 пакете санкций вопросам.
Не менее расплывчатым является и решение Совета ЕС о запрете транзита через Россию экспортируемых из ЕС в другие страны товаров и технологий двойного назначения. Опять-таки, о каких технологиях и товарах идет речь, непонятно. При желании сюда можно включить все, что угодно, а можно, наоборот, ничего не включать.
Еще более странным выглядит решение о включении в санкционный список семи иранских предприятий, производящих военные беспилотные летательные аппараты, которые использовались российскими военными в СВО на Украине. Тем самым санкции начинают распространяться на партнеров России, однако в данном случае эта мера представляется явно не слишком эффективной, если учесть, что Иран и до этого не пользовался какими-либо преференциями со стороны США и ЕС. Все это свидетельствует о том, что 10-й пакет санкций в большей степени носит декларативный и демонстративный характер, нежели нацелен на достижение конкретных целей. Для международных документов такого уровня любая неконкретность есть проявление неуверенности и стратегической растерянности.
К тактическим мерам есть вопросы
Относительно конкретных мер также есть вопросы и предположения, которые пока остаются без ответов. Например, что может изменить запрет на предоставление россиянам мощности для хранения газа? Но там ведь хранились запасы для стран ЕС, а не для России, а сейчас поставки газа РФ в Европу сокращаются и будут еще сокращаться, в связи с чем значение резервных мощностей для нашей страны будет становится все меньше и меньше. Что касается отношений внутри Европы, то здесь также все остается на усмотрение самих стран Союза. Если, как и раньше Венгрия будет использовать свои резервные мощности, невзирая на санкции, и помогать соседним странам, то вряд ли 10-й пакет что-либо изменит в этом раскладе сил.
Что касается ограничений на ввоз из России синтетического каучука и асфальта, то эта мера очень напоминает ранее введенные ограничения на газ и минеральные удобрения. От последних пострадали именно европейские страны, а Россия поставляет их в другие страны. Есть все основания полагать, что с каучуком и асфальтом будет то же самое.
В отношении запрета на экспорт критически важных технологий и промышленных товаров (электроника, специализированные транспортные средства, детали машин, запасные части для грузовых автомобилей и реактивных двигателей и т.п.), то в этой части также ничего не меняется - Россия будет искать обходные пути и осуществлять импортозамещение, как это было весь предыдущий год. Иными словами, Россия и ЕС продолжат политическое противостояние в рабочем режиме.