25.02.2023 22:28
Экономика

Как 10-й пакет санкций отразится на российской экономике. Комментарий эксперта

Текст:  Елена Манукиян
Десятый пакет санкций лишен стратегических императивов, а экономический ущерб для России от него будет в 10 раз меньше, чем от первого пакета санкций, считает директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Евгений Балацкий, комментарий которого публикует сегодня "Российская газета".
Читать на сайте RG.RU

Новые санкции ЕС ввел 25 февраля. В их числе - новые экспортные ограничения, запреты на деятельность СМИ, а также персональные санкции. Ранее санкции также ввели США и Великобритания.

Переход от стратегических мер к тактическим

Принятый ЕС 10-й пакет санкций против России является логичным шагом в череде аналогичных решений. Однако уже сейчас очевиден характер нынешнего пакета - он носит точечный характер и уже лишен стратегических императивов. Если предыдущие пакеты должны были вызвать паралич стратегически важных сегментов российской экономики (энергетического, банковского, транспортного и прочих секторов), то 10-й пакет уже направлен на "зачистку" всего того, что еще не нашло отражения в предыдущих решениях. Включение в список 10-го пакета 96 субъектов - физических и юридических лиц России - подтверждает данный тезис и говорит об исчерпанности у Европы мер общего действия. В этой связи можно сказать, что на примере санкционных пакетов очень ярко проявляется экономический закон убывающей отдачи: негативный эффект от каждого последующего пакета меньше, чем от предыдущего. Грубо говоря, экономический ущерб для России от 10-го пакета санкций в 10 раз меньше, чем от 1-го; по-другому просто не может быть.

Набор стратегических мер исчерпан

"Тинькофф" и "Альфа-банк" заявили, что санкции не повлияют на их работу

На фоне стратегической исчерпанности потенциала санкций просматривается и тактическая неопределенность вводимых мер. Например, Совет ЕС запретил предоставлять россиянам мощности для хранения газа (за исключением части объектов СПГ). Однако, о каких исключениях идет речь, ничего не сказано - сколько их, где они находятся, почему они не попали в список и какие именно эти объекты. Аналогичным образом в список лиц, на которых распространяется замораживание активов и запрет на предоставление денежных средств и экономических ресурсов, добавлены три российских банка, но не уточняется, против каких именно банков из России будут введены санкции Евросоюза. Все это говорит о том, что в руководстве ЕС имеются сомнения и вопросы по всем обозначенным в 10 пакете санкций вопросам.

Не менее расплывчатым является и решение Совета ЕС о запрете транзита через Россию экспортируемых из ЕС в другие страны товаров и технологий двойного назначения. Опять-таки, о каких технологиях и товарах идет речь, непонятно. При желании сюда можно включить все, что угодно, а можно, наоборот, ничего не включать.

Еще более странным выглядит решение о включении в санкционный список семи иранских предприятий, производящих военные беспилотные летательные аппараты, которые использовались российскими военными в СВО на Украине. Тем самым санкции начинают распространяться на партнеров России, однако в данном случае эта мера представляется явно не слишком эффективной, если учесть, что Иран и до этого не пользовался какими-либо преференциями со стороны США и ЕС. Все это свидетельствует о том, что 10-й пакет санкций в большей степени носит декларативный и демонстративный характер, нежели нацелен на достижение конкретных целей. Для международных документов такого уровня любая неконкретность есть проявление неуверенности и стратегической растерянности.

К тактическим мерам есть вопросы

Относительно конкретных мер также есть вопросы и предположения, которые пока остаются без ответов. Например, что может изменить запрет на предоставление россиянам мощности для хранения газа? Но там ведь хранились запасы для стран ЕС, а не для России, а сейчас поставки газа РФ в Европу сокращаются и будут еще сокращаться, в связи с чем значение резервных мощностей для нашей страны будет становится все меньше и меньше. Что касается отношений внутри Европы, то здесь также все остается на усмотрение самих стран Союза. Если, как и раньше Венгрия будет использовать свои резервные мощности, невзирая на санкции, и помогать соседним странам, то вряд ли 10-й пакет что-либо изменит в этом раскладе сил.

Еврокомиссия опубликовала подробности десятого пакета санкций против России

Что касается ограничений на ввоз из России синтетического каучука и асфальта, то эта мера очень напоминает ранее введенные ограничения на газ и минеральные удобрения. От последних пострадали именно европейские страны, а Россия поставляет их в другие страны. Есть все основания полагать, что с каучуком и асфальтом будет то же самое.

В отношении запрета на экспорт критически важных технологий и промышленных товаров (электроника, специализированные транспортные средства, детали машин, запасные части для грузовых автомобилей и реактивных двигателей и т.п.), то в этой части также ничего не меняется - Россия будет искать обходные пути и осуществлять импортозамещение, как это было весь предыдущий год. Иными словами, Россия и ЕС продолжат политическое противостояние в рабочем режиме.

Макроэкономика ВЭД