Минувший год прошел для компании под знаком борьбы за поставки сырья. "РУСАЛ" (в 2021 году на долю компании приходилось около 5,6% мирового производства алюминия и 6,3% глинозема) уже весной оказался фактически отрезан от ключевых источников поставок сырья. Причиной стал запрет Австралии на экспорт в Россию глинозема и алюминиевых руд (страна обеспечивала до 20% поставок глинозема в Россию). Свою роль сыграла и приостановка производства на Николаевском глиноземном заводе на Украине. Это был один из ключевых активов "РУСАЛа", где производилось около 20% сырья. 17 февраля 2023 года Высший антикоррупционный суд Украины принял решение о его полной национализации.
Все это не лучшим образом сказалось на доступности сырья и привело к росту производственных затрат. По оценкам рейтингового агентства S&P, в 2022 году себестоимость производства алюминия у "РУСАЛа" выросла на 33,2%. В таких условиях капитальные затраты преимущественно направлялись на поддержание действующих мощностей, но при этом промышленники не забывали и о социальной ответственности (тот же "РУСАЛ" направил 16,5 млрд рублей в 2022 году на социальные программы).
В прошлом году участники рынка быстро отреагировали на новые вызовы и начали перестраивать логистику. Однако конец 2022 - начало 2023 годов ознаменовались сложностями в логистике поставок сырья и вывоза готовой продукции, что аналитики связывают с ужесточением условий железнодорожных перевозок неугольных грузов. Ситуацию явно не упростил и уход с российского рынка международных контейнерных перевозчиков Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM, вызвавший дефицит контейнеров. Дедвейт мирового торгового флота составляет 1,3 млрд тонн, и надо учитывать, что 74% судов находятся во владении компаний из недружественных РФ юрисдикций. Общий дедвейт сухогрузного балкерного флота РФ, подходящего для экспорта металлов, составляет 3,9 млн тонн. Российские же компании заинтересованы в кратно более крупных объемах международных перевозок.
Нарушение логистических цепочек по всему миру вызвало рост запасов на складах разных стран, в том числе и у "РУСАЛа". Параллельно наблюдается затоваривание на рынках Китая, который потребляет 60% мирового алюминия. Складские запасы там выросли до более чем 1 млн тонн. При этом Поднебесная активно наращивает ранее остановленные мощности, внутреннее производство уже в 2023 году может вырасти до 7,5 млн тонн. Одновременно в Европе готовятся к запуску предприятий, работа которых была приостановлена из-за высоких цен на энергоресурсы.
Подобные факторы вызвали падение спроса на первичный алюминий. Цены на него на бирже LME недавно пробили психологический уровень и упали ниже отметки 2400 долларов за тонну. Максимум был зафиксирован в марте 2022 года, когда цена на тонну алюминия поднималась до рекордных 4,74 тысячи долларов. Рынок капитала чутко реагирует на любые изменения. Год назад, в период с 18 февраля по 2 марта, котировки акций многих отечественных компаний заметно снизились, так, бумаги "РУСАЛа" подешевели почти на 60%. Последние недели на фоне слухов о вводе 200-процентных пошлин рынок жил в напряженном ожидании. В день анонса американского пакета санкций бумаги алюминиевого гиганта потеряли еще 2,2%.
Нет сомнений в том, что алюминиевый сектор справится с новыми вызовами. Однако текущий год обещает стать для индустрии принципиально более сложным, чем минувший, когда ведущие производители алюминия уже фиксировали падение прибылей. И речь идет не только о российском бизнесе, это мировая тенденция. Так, индийский производитель алюминия National Aluminium Co Ltd (NALCO) на днях отчитался о падении квартальной прибыли на 69% на фоне снижения спроса и высоких затрат.
Безусловно, российский бизнес готовился к непростым временам и просчитывал возможные сценарии, самые негативные из которых не исключают сокращение объемов и даже приостановку производств или заморозку инвестпроектов. С другой стороны, несомненно, санкционные риски просчитывались и на уровне государства. При текущем высоком уровне неопределенности на мировых рынках дальновидно было бы не ждать, когда черная полоса российской алюминиевой отрасли закончится сама по себе, а вернуться к реализации конкретных решений по развитию внутреннего рынка: в машиностроении, авиационной, автомобильной и электротехнической промышленности, в строительстве, а также перерабатывающих секторах, использующих алюминий и его сплавы в своих производственных цепочках. Россия оказалась в такой точке, когда можно удачно воспользоваться санкционным моментом, чтобы вывести на новый уровень собственные перерабатывающие производства, сместив фокус с экспорта первичных металлов на развитие секторов высоких переделов. А российской алюминиевой промышленности же пока стоит подготовиться к новым испытаниям на прочность и не ждать прежних прибылей.