27.02.2023 17:24
СЗФО

Станет ли Санкт-Петербург туристическим хабом

Текст:  Алексей Стригин (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №38 (8983)
Наиболее популярная тема дискуссий последних лет в туристическом бизнесе - станет ли Петербург туристическим хабом или нет? И, несмотря на отсутствие иностранных гостей в регионе, спор этот не утихает. Корреспондент "РГ" постарался в очередной раз вернуться к этой теме и обсудить ее с экспертами.
Этой зимой очереди туристов в музеях показали, что город к наплыву гостей пока не готов. / Святослав Акимов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Что, по сути, дает городу статус туристического хаба? Возможность принимать большие потоки гостей и делиться ими с соседними регионами. На этом этапе у города, встречающего и провожающего гостей, задача одна: не только разместить всех, но и сделать так, чтобы туристы не мчались сломя голову дальше по маршруту, а оставляли большую часть своего внимания, времени и сбережений именно здесь (в нашем случае в Петербурге). Если же этого не произойдет, то прибыль от роста турпотока получат только транспортные компании и (может быть) соседние пункты назначения, а городу достанутся только толчея и рост показателей в отчетах чиновников. Круизные пассажиры, как известно, ночуют на кораблях, а город видят обычно только из окна туристического автобуса, которые стараются маршруты не удлинять, а пропустить как можно больше пассажиров за единицу времени.

Чтобы задержать гостей, нужно предложить им яркий турпродукт, выстроенный на интеграции возможностей транспортных компаний, парков, музеев и других организаций культуры. В свою очередь каждый отдельный музей или концертный зал должен также работать над качеством своего продукта, чтобы часть маршрута не смогла испортить общее впечатление от поездки своей убогостью.

Сейчас, несмотря на стенания отдельных операторов, которые жалуются на невозможность отправить своих туристов, например, в Финляндию и вернуть их обратно, туристическая отрасль города переживает не самые плохие времена. Средняя длительность пребывания туристов в Санкт-Петербурге увеличилась с трех до пяти дней в 2022 году, значительная доля туристов из СНГ остаются в городе на семь-восемь дней. В 2022 году общий рост числа броней отелей в Санкт-Петербурге по сравнению с 2021 годом составил 1820,86 процента - это огромный скачок, полагает Алексей Черепахин, основатель сервиса бронирования отелей и квартир tvil.ru.

К тому же, возможности для "удлинения" пребывания гостей еще не исчерпаны.

Первые китайские туристы после пандемии посетили достопримечательности Петербурга

- Санкт-Петербург - это отдельный регион, но он находится в одном природном и визуальном пространстве Ленинградской области. В зимний сезон сюда часто приезжают по сценарию семейных каникул: культурная программа в Санкт-Петербурге плюс несколько дней зимнего отдыха и расслабления в банных спа, - приводит хороший пример Денис Завазальский, коммерческий директор "Охта Парк".

Кстати, прямо сейчас эксперты наблюдают взрывной спрос на зимние курорты Ленинградской области - по сравнению с предыдущим годом по всей области он вырос на 925 процентов, отмечает Черепахин. Другой удачный пример - Выборг, на него пришлось около 20 процентов всех броней. Выборг с лежащими недалеко от города горнолыжными курортами "Красное озеро", "Золотая долина", "Снежный" показывает на горнолыжный сезон рост спроса 700 процентов по сравнению с 2021 годом.

Точками роста могут стать и сами рекреационные объекты. Так, в "Охта Парке" делают акцент на событийность и масштабируют спортивные, детские мероприятия, проводят музыкальные фестивали, рассчитанные на федеральную аудиторию.

Так или иначе, на общий результат начинают работать и транспортные компании. Понятно, что везти туристов на руины Выборга нужно только тогда, когда до города можно за час с небольшим домчаться на "Ласточке", а не трястись полдня в обычной электричке. Ситуацию спасает то, что после Выборга гость легко и быстро возвращается обратно, в Петербург.

Однако если дальше турист следует в Мурманск или Петрозаводск, он нередко сталкивается с тем, что поехать-то в регионе ему и некуда - подводят логистика и отсутствие пакетных предложений.

- Вероятно, городу еще есть над чем работать - например, над созданием объединенной структуры туристических объектов, но полагаю, что задачу привлечения туристов в Ленинградскую область, например, должна решать сама Ленинградская область, которой надо выйти из тени Санкт-Петербурга, - уточняет Александр Гендельсман, партнер ZONT Hotel Group.

Длительность пребывания туристов в Петербурге увеличилась с трех до пяти дней, гости из СНГ остаются в городе на неделю

Усложняет ситуацию мода на индивидуальный туризм, неорганизованные турпотоки, самостоятельно выстраивающие свои маршруты. Но и здесь есть свои рецепты - создание туристических предложений, отвечающих современным запросам, и их грамотная продажа индивидуалам. В том числе - посредством цифровых платформ, которые дают туристам возможность легко планировать свои поездки.

- Успех ждет те платформы, которые интегрируют не только перелет и жилье, но и большое количество дополнительных услуг (доставка еды, автопрокат), - поясняет Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании "Мой Автопрокат", и приводит в пример новый и еще "сырой" петербургский проект "Новая туристская география", который расширяет кругозор человека, первый раз самостоятельно приехавшего в Северную столицу.

Конечно, во всех эти рассуждениях есть и ложка дегтя. И она опять связана с деньгами. Например, развитие новых транспортных маршрутов возможно только в одном случае - при устойчивом пассажирском потоке, который не (или мало) зависит от сезонности. В противном случае регионы будут иметь перегруженную инфраструктуру летом и убыточную - зимой. Деньги также нужны и для создания инклюзивной инфраструктуры во всех туристических объектах. Однако создать такую доступную среду, по словам ряда отельеров, можно только в случае или очень больших инвестиций, или за счет очень богатых туристов (которые несколько лет назад приезжали из-за границы).

Таким образом, городу нужно начать инвестировать в туризм на постоянной основе, комплексно и непрерывно, чтобы каждый вложенный рубль способствовал большему числу гостей и не был попыткой залатать дыры в туристической инфраструктуре, которая скрипит и разрушается от натиска туристов. Сейчас, кстати, для планирования таких инвестиций очень хороший момент - город атакуют "свои" туристы и благодаря их привлечению и удержанию можно спрогнозировать нагрузки того периода, когда в Петербург вернутся заморские гости.

Мнение

Олег Безродный, президент ассоциации по защите прав и интересов владельцев продуктов таймшер и участников таймшер-индустрии "Рустайм":

- Город может стать чем-то особенным благодаря не только своим красотам, но и тому, как эту красоту можно совместить с полезностью. Не в последнюю очередь властям Санкт-Петербурга необходимо подумать и о популяризации символа города. Креативный город должен быть узнаваем благодаря собственным символам, будь то знаменитая статуя или особое блюдо, местный вид спорта или определенный специфический вид деятельности. Помимо мест, которые объединяют профессионалов в определенной области, креативный город должен располагать местами, открытыми для встреч. Люди должны быть мотивированы проводить больше времени на свежем воздухе, ведь так они не упустят ничего важного из того, что происходит в их городе.

Применительно к Северной столице я вынужден сказать следующее: Санкт-Петербург достаточно посещаемый и популярный город, и властям нужно определиться: что вы хотите в нем видеть - некий туристический хаб или туристическую столицу России. Слава столицы уже давно закрепилась за городом на Неве, а вот назвать туристическим хабом Санкт-Петербург в ближайшее время вряд ли получится - слишком большая работа предстоит. И не только по восстановлению близлежащих городов, но и по перестройке транспортной и дорожной инфраструктуры, а также строительству новых гостиниц. Да, работы будет много, но нужно понять и определить главную итоговую цель. Только тогда можно предпринимать определенные созидательные усилия и дойти от промежуточного к конечному этапу.

СЗФО Санкт-Петербург Ленинградская область