Во-первых, в рамках реформы главой государства были озвучены идеи использования опыта предыдущих формаций нашего государства. А именно - опыт советской высшей школы. И для этого необходимо в прикладном плане собрать коллектив именно старой профессуры и выработать подробную дорожную карту с учетом новой международной и нашей внутриэкономической и социальной конъюнктуры.
Во-вторых, критически важно возрождение Академии наук как институции, которая и была в советские годы общенациональным центром подготовки научных кадров и выработки инновационных решений в экономической, социальной и культурной сфере.
В-третьих, очень важен аспект финансирования. Пресловутая "оптимизация" школ и в целом учебных заведений очень сильно ударила по системе образования и просвещения. Наши дети и педагоги всегда чего-то недополучали, и эту тенденцию необходимо изменить. Это также касается расширения количества бюджетных мест в учебных заведениях, особенно для представителей российских регионов. Заработная плата педагога и стипендия студента должна быть достойной и быть своего рода ориентиром для молодого человека.
В-четвертых, считаю правильным в рамках развития высшей школы ввести традицию студенческих стажировок в регионах. Практика московских студентов не должна проходить в столице, а лучших учеников региональных учебных заведений наоборот стоит приглашать на стажировку в Москву, Санкт-Петербург и другие научные центры. Это важно, как для расширения кругозора, так и для того, чтобы молодежь лучше узнавала свою страну.
В-пятых, очень важно, чтобы идея патриотической меритократии стала всеобщей: развитие страны - дело самых квалифицированных и умных ее людей. Именно поэтому система образования должна стать той средой, где смогут проявить себя наиболее талантливые молодые люди. Так же и школьники должны осознавать значимость высшего образования задолго до выпускного. Есть смысл в организации детских экскурсий на университетские мероприятия, и наоборот - приглашать преподавателей вузов в школу на открытые и понятные лекции по тем или иным предметам. С детства детям должна прививаться идея важности получения хорошего и полезного образования для дальнейшей жизни.
В-шестых, сама университетская среда должна стать центром культуры, диалога и выработки новаторских решений и подходов в интересах города, региона и страны. Именно наши университеты должны стать кузницей кадров в экспертном сообществе, оказывать консультационные услуги для малого и среднего бизнеса, содействовать в обучении необходимым навыкам государственных и муниципальных служащих.
И, конечно же, немаловажно, чтобы наша система образования была полностью изолирована от иностранного вмешательства. Но это тема отдельного разговора.
Это лишь часть идей и подходов, которые могут быть полезны для нашей системы образования. Но разработку дорожной карты по ее реформированию, совместную работу институтов гражданского общества и органов государственной власти нужно начинать, как говорится, еще вчера.