Конвенция была в 1999 году в Страсбурге, государства-участники обязались установить механизмы международного сотрудничества по вопросам обмена информацией и правовой помощи в борьбе со взяточниками, выдавать друг другу преступников в этой сфере, а также мониторить выполнение конвенционных положений. И, конечно, - прописать антикоррупционные нормы в национальных законодательствах.
Однако Совет Европы принял решение прекратить полноправное членство России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО). России было отказано в обсуждении докладов о соблюдении принятых обязательств, которые готовятся в рамках этой группы, а также наша страна была лишена права голоса.
Из-за неприемлемости для РФ таких условий и решено денонсировать конвенцию. Проект федерального закона внес президент.
И в Госдуме, и в Совфеде в ходе обсуждения этой инициативы подчеркивали, что в России уже проведена большая работа в этой сфере. Причем это законодательство продолжит действовать и совершенствоваться и после выхода России из ГРЕКО.
Глава комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев заверил, что денонсация не означает, что Россия отказывается от уже принятых стандартов борьбы со взяточничеством. "Тем, кто нечист на руку, не стоит надеяться на увеличение шансов уйти от ответственности", - предупредил депутат. Так, по данным Генпрокуратуры, в прошлом году впервые за многие годы стоимость арестованного имущества и изъятых ценностей в РФ превысила размер материального ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.
По оценке Пискарева, российское участие в связанных с конвенцией мероприятиях утратило всякий смысл и уже никак не связано с реальной борьбой с коррупцией. А попытки внешних сил повлиять на внутриполитическую ситуацию в нашей стране под видом борьбы с коррупцией необходимо пресекать, добавил глава комитета.
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой признался, что "нет больше ни возможности, ни желания работать с европейцами ни по каким вопросам". "А защитить права людей мы сможем и в рамках действующего национального законодательства, равно как и бороться с коррупцией", - уверен он.
Важно также и то, что Россия продолжит участие в международном сотрудничестве в данной сфере на основе других международных договоров, в том числе Конвенции ООН против коррупции, которая, по оценке разработчиков инициативы, является наиболее полным международным документом в сфере борьбы с коррупцией. Как заверил вице-спикер Совфеда Константин Косачев, несмотря на решение о денонсации конвенции, Россия не отказывается от международных обязательств, и, между прочим, наша страна не только одна из первых подписала конвенцию в 1999 году, но и активно участвовала в ее разработке.