Как рассказал "РГ" основатель бренда YEA2098 Андрей Шурыгин, идею в голове носил давно: однажды проснулся ночью и сделал первые наброски. Говорит, инженерного образования нет, учился на госуправлении, но по специальности никогда не работал. Поэтому на подмогу позвал робототехника. За год тандем создал первый рабочий прототип. Сложнее всего оказалось совместить вентиляцию с гидроизоляцией, но тесты в итоге прошли успешно. Конечно, если залезть в лужу по колено, обувь от воды не спасешь.
Но от дождя, снега и брызг защититься вполне реально. Вся "умная" начинка спрятана в подошве, а она семь сантиметров в высоту. Здесь аккумулятор от вейпа и нагревательные элементы - а-ля теплый пол в миниатюре, а еще моторчики как в вибромассажере и мини-вентиляторы для обдува ног. Управлять этими благами цивилизации можно с помощью приложения на смартфоне. Устал - помассировал стопы, замерз - включил подогрев. "Питаются" кроссовки от розетки, как и любой гаджет. В перспективе разработчики обещают беспроводную зарядку. Обувь, по словам Шурыгина, заряжается полтора-два часа. Заряда хватает на два-три дня. Очевидно, что на морозе аккумулятор будет садиться быстрее. "Да, самое энергозатратная функция - это подогрев, - соглашается Андрей Шурыгин. - Но совсем необязательно "крутить" его беспрерывно - включать лучше периодически, иначе ногам будет жарко".
Правда, пока "умная" обувь выглядит массивной. Весит один кроссовок около килограмма, двести граммов из них - электроника. Разработчики утверждают: для обуви подобного формата это нормально. Но при этом подчеркивают: это всего лишь прототип, а в перспективе можно и облегчить. В серию кроссовки планируют запустить к осени на небольшом московском производстве. Большинство компонентов по возможности будут отечественными. Продавать кроссовки собираются через интернет и шоурумы. По предварительным расчетам, стоить они будут примерно 50 тысяч рублей. Будет ли спрос? По мнению разработчиков, обувь массовым продуктом станет едва ли, но определенную аудиторию привлечет, например, поклонников гаджетов. Судя по соцсетям, интерес как минимум есть. Отзывы разные, в том числе скептические. "Мы в первую очередь хотели доказать самим себе, что можем сделать то, что придумали, - говорит Андрей Шурыгин. - И показать, что в России это тоже возможно".
В Москве сейчас работают более 200 предприятий легкой промышленности. С каждым годом их ассортимент расширяется. Помимо одежды выпускается обувь, ткани и аксессуары. Например, в конце 2022 года началось производство обуви из переработанного пластика. Новинка предназначена для людей с деформацией стопы.
Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса университета "Синергия":
⁃ Новинка привлечет внимание молодежи до 25 лет, которая пробует новые тренды и тянется за всем необычным. Такая обувь может выделить человека из толпы. Первыми покупателями станут блогеры, которые будут покупать и "тестить" их для видеообзоров. Как это будет продаваться, мы поймем со временем на практике.
Артур Хакунов, операционный директор Team Deem:
⁃ На мировых и отечественных маркетплейсах уже не первый год предлагают разного рода модернизированную обувь. Есть модели со встроенными роликами, световой подсветкой, оснащенные usb-портами для зарядки. Подобное пользуется стабильным спросом среди модников, которых немало. Спрос есть, поэтому у отечественных кроссовок есть шансы выстрелить. А мы помним регулярные эксперименты от крупных брендов - одежда выглядит, мягко говоря, неординарно, но при этом хорошо продается. Так что мешает и этому проекту выйти в топ?
Сергей Гатауллин, декан факультета "Цифровая экономика и массовые коммуникации" Московского технического университета связи и информатики:
⁃ Безусловно, следует приветствовать любые попытки создания российскими стартапами технологических новинок потребительского сектора. Но нужно понимать, что путь от прототипа до внедрения в массы смогут пройти единицы. Пока же характеристики "умных" кроссовок заставляют задуматься об области применения и целевом покупателе.