- Этой проблеме столько лет, сколько стоят наши дома, и она никуда не делась. Дом был сдан в 2013 году - правда, реально мы сюда переехали из аварийных бараков только в 2014-м. Квартиры устраивают, дом теплый, но все это время проблема с вентиляцией: у нас газовые колонки, периодически пропадает тяга, и угарный газ от них идет не на улицу, а в квартиры, - рассказывает старший по дому N 17 Александр Царев.
Опасно для жизни
Эти два трехэтажных дома были построены по региональной программе переселения людей из аварийного жилья. Занимался этим Фонд поддержки строительства доступного жилья в Калужской области, с которым администрацией Сосенского был заключен муниципальный контракт. Город приобрел у застройщика 57 квартир. Однако при приемке что-то пошло не так. Сейчас уже никто не может точно вспомнить, как это было. Жители рассказывают, что принимать отказались эксперты из Козельского ВДПО из-за того, что вентиляционные газовые каналы сделаны неправильно. В официальных источниках удалось обнаружить лишь сообщение о рабочем совещании в январе 2013 года по проблемам строительства двух домов в Сосенском, предназначенных для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В нем говорится о нарушении подрядной организацией сроков строительства и принятии мер по их устранению и ни слова - об отступлении от проекта при сооружении вентканалов. Тогда чиновники договорились о смене подрядчика, также был намечен новый срок сдачи объектов в эксплуатацию: до 1 июня 2013 года. Летом дом приняли, рассказал "РГ" и. о. начальника Государственной жилищной инспекции Калужской области Кирилл Дзюбенко, однако, как именно его принимали, он не знает. Ничего не известно об этом и нынешней главе администрации Сосенского Маргарите Кавочкиной: 10 лет назад она в мэрии еще не работала. Но одно ясно: дом принимался в спешке, поскольку надо было "соблюсти своевременное выполнение требований контракта". О проблемах с вентиляцией явно знали, но вот то, что они так и не были решены, выяснилось лишь через 10 лет. Таким образом была заложена эта бомба замедленного действия.
- В 2014 году отравились дети - к счастью, без трагических последствий. Еще через год от отравления газом умерла собака, ее хозяйку откачали. Потом женщина в 2017 году умерла от отравления. Тогда сказали, что сама виновата, уголовного дела не было, - перечисляет события Светлана Новикова. - Мы за столько лет научились пользоваться этой колонкой, знаем, что надо открыть форточки и окна нараспашку и дверь. Это бывает не всегда: погодные условия влияют. Приспособились и живем. У нас вариантов нет, никто добиться ничего не смог.
- Колонка забирает воздух из кухни, поэтому жильцам предписано пользоваться ею только с приточной вентиляцией. Это может быть клапан на окнах и, конечно, открытая форточка, - поясняет глава администрации Маргарита Кавочкина.
Открывайте двери
Как поясняют специалисты, каналы сделаны не по проекту. В частности, исполнены из кирпича, который впитывает влагу. Много и других нюансов. В результате при определенной розе ветров, если не обеспечен дополнительный приток воздуха, возникает обратная тяга в дымоотводящем канале и выхлопы из колонки, вместо того чтобы выходить наружу, затягиваются в помещение.
В декабре 2021 года в квартире у Светланы, проживающей в 17-м доме, пошел газ. В это время она была в ванной.
- Вроде вода горячая есть, колонка не потухла - обычно тухнет в такие моменты. Выходя из ванной, поняла, что вонь газом на всю квартиру, - вспоминает женщина.
Конечно, испугалась в первую очередь за детей. Вызвала газовщиков.
- Они колонку отключили и сказали, что не включат, пока все не исправлю. А как я могу исправить, когда это ошибка застройщика. С тех пор без горячей воды живем. А с 8 февраля живут так и все остальные в наших домах: в жилинспекции сказали, что так спокойнее будет всем, - рассказывает Светлана.
- С 8 февраля мучимся. Поставить вытяжку не разрешают. Она втягивает воздух, а надо наоборот. У нас должны стоять два настенных клапана для притока воздуха, а у нас получается приток только в туалете и ванной. Газовщики советуют, чтобы была тяга, открывать двери в туалет и чуть ли не уличную, - вторит ей старшая по дому N 15 Елена Просвернина. - Все хорошо, но безопасности хочется.
Светлана Новикова после ЧП с газом куда только не обращалась. Она показывает толстую пачку переписки с разными инстанциями. Нельзя сказать, что ее совсем не слышали. Как пояснил Кирилл Дзюбенко, городская администрация направила запрос в управляющую компанию на предмет проверки дымовых и вентиляционных каналов. УК "Город Сосенский" каналы проверила и отчиталась, что "прочистка и обслуживание выполняются регулярно". По словам главы администрации, что могла, управляющая компания сделала: что-то там на крыше закрыли, где-то что-то утеплили. В июне прошлого года по результатам мониторинга регионального Минстроя сосенской администрации было дано поручение "разработать комплекс мероприятий по устранению нарушений". В ноябре мэрия заказала экспертизу дымоходов и вентиляции в "Центре независимых экспертиз". Словом, определенная работа делалась, но с некоей величавой неторопливостью. И все это время Светлана с детьми жили без горячей воды, а все остальные жильцы этих домов продолжали на свой страх и риск манипуляции с форточками и открыванием дверей.
Не имея четкого ответа от чиновников, люди обратились в прокуратуру. Прокурор Козельского района выдал управляющей компании представление на устранение нарушений федерального законодательства по предоставлению услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Реакцией на это, как рассказал прокурор района Роман Корташов, стало отключение колонок во всех квартирах этих домов. Так, 18 января УК обратилась в "Газпром. Газораспределение Калуга" с просьбой временно приостановить подачу газа на колонки, 8 февраля это было сделано. Горячей воды не будет "до устранения причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа". По всей видимости, жилищники и газовщики сообразили, что тут уж в случае чего отвечать придется.
- Управляющая компания получила представление, но ведь не сделает. Реконструкция многоквартирного дома - это миллионы рублей. УК может что-то делать только за счет средств собственников. Это нереально, мы сейчас рассматриваем несколько вариантов выхода из положения за бюджетный счет, - отметил Кирилл Дзюбенко.
Дело - труба
В декабре в администрацию Сосенского пришли заключения экспертов. Специалисты предложили три варианта: полную реконструкцию всех вентиляционных каналов, установку в квартирах электрических водонагревателей или подключение к котельной и перевод на централизованную подачу горячей воды.
- Реконструкция - объемная тяжелая работа. Людей надо выселить, потом все это разобрать и сделать по-новому как следует. Подключить к соседним котельным эти дома не получится: мощности не хватит, для этого надо сначала реконструкцию котельной провести. От электрических водонагревателей жители отказываются, хотя мы готовы их закупить и во все квартиры поставить за муниципальный счет, - пояснила Маргарита Кавочкина.
- Конечно, мы не хотим электрических котлов, - пояснил Александр Царев. - Во-первых, это не очень удобно. А главное, за электричество придется платить в разы больше, ведь льготные тарифы нам при этом не предлагают.
Впрочем, в мэрии этот вариант тоже кажется сомнительным: могут не выдержать внутридомовые электросети - это требует дополнительных расчетов. В итоге, как рассказала глава администрации, параллельно заказали расчеты по обустройству приставных фасадных дымоходов. Этот вариант, кажется, устраивает всех. Но для того, чтобы начать разработку проекта, не говоря уже о самом монтаже дымоходов, необходимо решение собственников - протокол общего собрания.
И тут, что называется, нашла коса на камень. Дело в том, что многие жители этих домов хотели бы перейти на индивидуальное отопление. Поскольку все равно будут монтироваться новые дымоходы, они просят сделать их сразу подходящими не только для колонок, но и для двухконтурных котлов.
- У меня квартира площадью 47,3 квадратного метра. За отопление в сезон я плачу четыре тысячи рублей, соседи - по пять тысяч в месяц. Почти все жильцы хотели бы перейти на индивидуальное отопление, - поясняет Александр Царев.
Глава администрации вроде бы не против. "В домах есть центральное отопление, так что ставить котлы мы не имеем права, но если люди хотят, то могут это сделать за свой счет", - поясняет Маргарита Анатольевна. Однако в протоколе, который принесли на подпись собственникам, оказалась запись, насторожившая народ: "Ввести в перечень работ по текущему ремонту дома на 2023 год работы по устройству приставных дымоходов по внешнему фасаду дома для возможности использования проточных газовых нагревателей (газовых колонок) жильцами дома".
- Понимаете, здесь четко сказано: "газовых колонок". Может оказаться, что установят трубы, которые потом не подойдут для двухконтурных котлов. И нам откажут в их установке на этом основании. Поэтому мы настаиваем, чтобы был указан диаметр труб - не менее 150 миллиметров, - поясняет Светлана Новикова.
- Сейчас нужна фасадная труба. Потом смогут перейти на индивидуально отопление. Проектировщики говорят, что не могут назвать точной цифры диаметра трубы: сначала надо сделать расчеты. Будут протоколы - сможем заключить контракты и начать делать, - объясняет свою позицию глава администрации и добавляет: встречи с жильцами не получаются, они даже проектировщиков не хотели пускать сделать замеры.
Но люди, прожившие "на вулкане" почти 10 лет, на слово чиновникам не верят и настаивают на своем. Приезд корреспондента "Российской газеты", по словам главы администрации, помог встретиться с жителями. Увы, разговора все равно не получилось. Даже предложение дописать в протоколе к газовым колонкам еще и двухконтурные котлы, не указывая конкретных цифр, повисло в воздухе.
- Я тоже хочу, чтобы здесь было безопасно. Но надо все обговорить, как по-другому? - говорит Маргарита Кавочкина.
Пока же в администрации протокола не приняли из-за исправлений, внесенных от руки шариковой ручкой. Да и листа с подписями люди чиновникам не оставили.