Корреспонденты "РГ" оценили надежность умных систем.
Из последних новинок - в Петербурге появился первый умный светофор. Кроме своего обычного функционала - регулирования движения, - он умеет еще много чего. В комплект входит камера видеонаблюдения с функцией Face ID, дополнительный модуль освещения и подключение к Wi-Fi. Это делает светофор способным вычленять в потоке людей с оружием и граждан в "измененном" психофизическом состоянии.
"Такие системы обычно работают при помощи так называемых сверточных нейросетей, - поясняет директор по развитию компании "Формат кода" Александр Жуков. - Это достаточно надежная технология искусственного интеллекта, которая во многих задачах превосходит возможности человеческого зрения по определению объектов или деталей. На базе тех же принципов, например, работает определение лица в FaceID телефонов или биометрия многих банков". По словам эксперта, это обычная технология видеонаблюдения за человеком, только автоматизированная и неутомимая. Конечно, такие системы не принимают самостоятельных решений. Они лишь поднимают тревогу, когда замечают что-то опасное.
Светофор подключен ко всем городским мониторинговым системам, и в случае обнаружения подозрительного человека он способен отправить сигнал в экстренные службы, привлечь внимание полицейских. Данные фотовидеофиксации от него будут также поступать на пульт охраны социальных объектов.
Пока этот необычный светофор действует в экспериментальном режиме. А вот умная "зебра" в Кирове - работает уже три года. Она никого не "высматривает", но ее саму видно даже в снегопад. Проекторы высвечивают полоски на дорожном полотне. На таких переходах чувствуешь себя намного увереннее - проекцию видят и пешеходы, и водители.
В Нижнем Новгороде в рамках проекта "Безопасный город" установили интерактивные панели Imotion с IP-камерами. Они стали частью систем видеонаблюдения правоохранительных органов, передавали "картинки" круглосуточно.
В то же время программное обеспечение интерактивных комплексов Imotion было наполнено информацией о Нижнем Новгороде и городах области, об основных достопримечательностях и музеях. Были здесь и схемы маршрутов общественного транспорта. Интерактивные табло установили в местах, где всегда много народа: в исторической части Нижнего Новгорода, на остановках общественного транспорта, где сходится много городских маршрутов. На установку этих комплексов из бюджета области было потрачено около 47 млн рублей.
И в каком состоянии они сейчас? Со временем интерактивные табло одно за другим стали терять свои информационные функции. Часть из них по разным причинам перестала работать, глючила.
В 2021 году 29 комплексов интерактивных табло передали на баланс города. И уже запланированы работы по их восстановлению и модернизации. Будут менять поврежденные внешние конструкции, обновят программное обеспечение, чтобы создать новые сервисы.
Так что в скором времени жители и гости Нижнего Новгорода смогут воспользоваться новыми туристическими сервисами на панелях. Хотя, если откровенно, то эти табло были полезны не жителям Нижнего Новгорода, а его гостям. А хотелось бы, чтобы обновленное программное обеспечение интерактивных табло отвечало более широкому спектру запросов. То есть было полезно еще и жителям региона.
Но то, что эту систему сохранили и снова пытаются запустить в работу, факт положительный. Чего жители Омска желают и своим умным информационным табло. Они также были полезны для туристов. Но, увы, давно не работают.
Обманули умную
В Севастополе три года назад запустили онлайн-контроль за перемещением строительных отходов. Движение мусоровозов можно отслеживать на карте в режиме реального времени.
Грузовики со строительным мусором, оснащенные ГЛОНАСС, добавили в систему, которая отслеживает передвижение скорой помощи, коммунальной техники, школьных автобусов. Треки грузовиков хранятся в базе несколько месяцев: если обнаружится свалка, можно выяснить, какая машина побывала на этом месте.
Но свалок, увы, меньше не стало. Даже если виновных удается поймать, штрафы их не пугают. Как правило, они оказываются физлицами и платят всего несколько тысяч рублей.
Впрочем, сама система исправно работает. Есть у нее и потенциал для развития. Пока доступ к онлайн-карте есть только у сотрудников департамента городского хозяйства. А обещали, что она станет доступна жителям города и общественникам. Им есть что сказать. Например, о договорах на вывоз мусора. Общественники утверждают: как правило, их заключают для галочки. А на практике мусор со стройки забирают другие грузовики, не занесенные в систему. И они могут сбросить его где угодно.