28.02.2023 14:59
Ленинградская область

Почему цветочный бизнес Ленобласти нуждается в дополнительной поддержке

Текст:  Максим Веревкин (глава агрохолдинга "Веревкин Хутор")
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №42 (8987)
Национальная ассоциация цветоводов инициирует антидемпинговое расследование в рамках ЕАЭС в связи с дешевым импортом цветов в Россию из третьих стран. Какова же сегодня ситуация в цветочном бизнесе нашей страны?
Читать на сайте RG.RU

Мы занимаемся выращиванием тюльпанов, поэтому объяснить ситуацию проще на их примере. У тюльпанов есть четкий высокий сезон, больше всего их продается 8 марта, немного - 14 февраля. Поэтому в этот период большинство производителей и выращивают эти цветы. В остальное время их небольшими партиями везут из Аргентины и, возможно, еще откуда-то. Как утверждают инициаторы расследования, сейчас на рынке много дешевых роз из Кении и Эквадора и они мешают нашему бизнесу продавать свою продукцию, выращенную здесь.

Главная сложность с производством тюльпанов в нашей стране - это не их выращивание, а срез, хранение и транспортировка цветов до магазинов. Голландские цветы составляют конкуренцию местным на прилавках из-за того, что западные компании работают на нашем рынке через посредников, нигде не афишируя, что работают с нашей страной.

Так вот - если со сбытом проблем нет, есть проблема с сырьем. В России совсем нет индустрии производства профессиональных луковиц. Нас часто спрашивают: почему вы не растите цветы из отечественных луковиц? Для хорошего коммерческого (конкурентоспособного) тюльпана луковица должна быть большой. Хорошая луковица дает хороший стебель, крупный бутон. Мелкие луковицы - нет. Поэтому все компании на рынке используют голландские луковицы, хотя их перевозка и стала сейчас сложна (логистика составляет половину расходов в данном случае).

Почему так? Вырастить профессиональную луковицу можно только за три года. Никто не готов так долго замораживать капитал. Остаются проблемы по кредитованию. Не знаю, как другие компании, но мы не видим никаких специальных программ для агробизнеса. Деньги на развитие сегодня мы ищем у инвесторов.

Цветоводы ЦФО готовы заместить голландские тюльпаны и розы

В России не любят долгие деньги и венчурные инвестиции. Производство цветов - риск, и закопать деньги нужно на долгое время, учитывая, что хорошего опыта выращивания луковиц в России нет. Как бы в данном случае могли помочь чиновники? Знаю, что есть большое количество субсидий для АПК, но и очень много бюрократических барьеров, которые меняются каждый год. Хотелось бы, чтобы правила игры не усложнялись, а упрощались.

У нас был такой пример. Мы в свое время не получили грант "Начинающему фермеру" - это было два или три года назад, потому что в момент подачи документов на грант мы были зарегистрированы на территории сельского поселения, а потом мы формально переехали в город, и нам отказали в субсидиях. Это не совсем правильно, мы ведем бизнес в Ленинградской области, какая разница, где у нас зарегистрировано юрлицо, сельское это поселение или городское?

Вырастить хорошие луковицы можно только за три года. Никто в стране не готов так долго замораживать капитал

Такие нюансы серьезно мешают ведению бизнеса и получению поддержки компаниями, которые реально работают на рынке. С другой стороны, поддержку может получить частник, зарегистрированный в сельском поселении, который ничего не знает про бизнес. Он эти деньги, скорее всего, потратит и не получит никакой рентабельности, закроет свою компанию, потому что просто не умеет вести бизнес. Никакого развития области и региону такая компания не даст.

Поэтому от чиновников мы ждем реальной практической помощи и консультаций по оформлению субсидий. Мы готовы работать, мы открыты, хочется, чтобы говорили на одном языке. Мы - за открытый диалог. Я считаю, что чиновники должны сами искать компании АПК, которым они могут помочь, предлагать набор услуг и грантовую поддержку. "Мы видим вас, мы следим за вами, было бы здорово нам с вами взаимодействовать. Мы заинтересованы в вашем развитии, мы все очень открыты". И мы так же расскажем, что мы можем сделать для области, чем мы можем быть полезными для региона, в каких вопросах грантовой поддержки мы нуждаемся. Мне кажется, тогда дело пойдет

Ленинградская область