В страховании имущества юрлиц ожидается плюс 5-6 процентов. В 2022-м, по данным ЦБ, этот сегмент тоже рос, но спросом пользовались в основном недорогие продукты. А вот рынок страхования грузов в прошлом году увеличился почти на треть. Это связано с повышением стоимости полисов в условиях перестройки логистических цепочек. В остальных сегментах взносы снизились. К примеру, в страховании предпринимательских и финансовых рисков - на 6,7 и 26,2 процента соответственно.
- В целом в 2022 году мы не почувствовали, что рынок просел. Он даже подрос в сегменте страхования грузов, в том числе морских перевозок, потому что компании, которые раньше делали это за рубежом, вернулись в Россию. Также пользовалась популярностью защита имущественных рисков: пожары у всех на слуху. Со страхованием ответственности потяжелей, все-таки у нас культура совершенно другая, не привыкли судиться, - замечает заместитель гендиректора по корпоративному страхованию компании "АльфаСтрахование" Ирина Алпатова.
Добавим, что спецоперация вызвала обращения клиентов за так называемой страховкой от войны. Пока такие запросы не массовые, да и предложить клиентам нечего: классический полис подобные риски исключает, их невозможно заранее просчитать, не понимая масштабы возможных повреждений. Сегодня в основном используется понятие "риск терроризма" или "порча, утеря имущества в результате противоправных действий третьих лиц".
Также в перечень самых распространенных страховых случаев 2022 года попала приостановка деятельности из-за кибератак. Компании и организации УрФО за этот период пережили около 100 тысяч хакерских нападений, из них 30 процентов пришлось на госучреждения, сферу здравоохранения и образования, 20-25 - на промышленность, в том числе на ОПК, 20 - на финансовый сектор. Больше всего инцидентов было зафиксировано в Тюменской, Челябинской областях и Югре, сообщили в "Ростелеком-Солар".
- Спрос на киберстрахование увеличился, поскольку расходы на восстановление информации растут. Если при первом инциденте вируса-шифровальщика в 1989 году требовали выкуп 189 долларов, то в 2021-м - уже 170 тысяч евро. В первую очередь инструмент позволяет покрыть убытки бизнеса и усилить безопасность, - подчеркивает Ирина Алпатова.
Объем российского рынка киберстрахования - 6-7 миллионов долларов, европейского - от 7,5 до 10 миллиардов. На Западе оно получило распространение после ввода оборотных штрафов за утечку данных. У нас в стране этот инструмент воспринимается скорее как способ дополнительно оценить возможный ущерб, но это все еще не массовый продукт из-за дефицита страховщиков, предлагающих такую услугу. Из 100 компаний, которые могли бы это делать, полис выписывают в лучшем случае шесть, остальные пока лишь приглядываются, потому что не понимают, как подсчитывать риски и обеспечивать покрытие. Для оценки "на входе" требуется привлекать специалистов по информбезопасности.
Потребители тоже пока выжидают. Один из барьеров - диагностика: по мнению клиентов, страховщик задает слишком много вопросов про их бизнес, просит доступ к чувствительной информации. Второй барьер - непрозрачность рынка. Как рассказала представитель Московской биржи Дарья Соловьева, ее организация изначально собиралась защищать операционные риски - страховаться от технических сбоев, из-за которых невозможно выполнить обязательства перед контрагентами, - однако на рынке такое предложение отсутствовало. Кроме того, столкнулись с тем, что статистика по киберинцидентам не раскрывается, как и по выплатам. В итоге решили прописать классические сценарии (целенаправленные атаки, вывод средств) и оформили комбинированный полис, включив туда несколько видов покрытия.
Барьер недоверия сломается, когда широкой аудитории станет доступна информация, что можно включить в страховку и по какой цене, прогнозируют эксперты. Сегодня киберрисками обеспокоены в основном крупные предприятия, но они и так уже выстроили систему управления в сфере информбезопасности, отсюда и небольшое количество выплат.
Бывает, что клиенты неадекватно оценивают причины своих потерь. Так, один автосервис пытался получить возмещение в результате взлома, но после проверки выяснилось, что утечку электронных бланков организовал сотрудник самого предприятия.
- Мы подготовили методическое руководство по киберстрахованию и постарались распространить его на собраниях профсообществ. Если страховщики поймут, как оценивать риски, а клиенты, что именно защищать, начнется развитие, - уверен директор по рискам "Сберстрахования" Владимир Новиков.
Пока же предпринимателям советуют включать опции в полис индивидуально.
- Нужно провести аудит, определить критерии событий, которые могут остановить деятельность компании, техпроцесс или привести к выводу активов, и оценить возможность их предотвратить. Причем выбор должен делать не айтишник, а топ-менеджер, который знает, что может потерять, - советует заместитель технического директора Positive Technologies Александр Русецкий.