С Татьяной Барановой мы встретились вскоре после возвращения сотрудников отряда из зоны бедствия: за время поисково-спасательных работ они вытащили живыми из-под завалов шесть человек...
- Это наша первая подобная международная миссия, - рассказала Татьяна Сергеевна. - Главное было оперативно прибыть туда, ведь каждый час - фактически чья-то спасенная жизнь. Боевого опыта работы с последствиями землетрясений у нас не было. Эта природная катастрофа не характерна для нашей местности. Но доставать людей из-под завалов приходилось. Плюс сотни часов практики за плечами...
С особой осторожностью аварийно-спасательные работы велись у зданий, которые устояли, но были сильно повреждены и могли рухнуть из-за повторных толчков. Татьяна Баранова раскрыла детали невероятной истории спасения двух парней, которые провели под завалами семь суток. Установив звуковой контакт с пострадавшими, белорусские спасатели проделали технологический проем и укрепили обломки конструкций здания, вызволив людей из каменной ловушки.
Поскольку беседовали мы с Татьяной Сергеевной накануне 8 Марта, хотелось услышать ее рассуждения о "женских" и "мужских" профессиях. Вот медицина катастроф - это кому больше по плечу? Но она все время возвращала разговор ближе к делу, ясно давая понять, что в ее представлении "неженских" профессий не бывает. Разговор заходит об умениях и навыках, которые нужны медицинскому работнику МЧС. Он, само собой, должен уметь работать с оборудованием, правильно интубировать, накладывать шины, воротники, жгуты... Но первостепенное значение имеют навыки реаниматолога. Ими обычный терапевт не обладает. Кстати, в этом году в МЧС стартует обучающий проект по оказанию первой помощи. Врачи скорой пройдут дополнительное обучение на базе спасательного ведомства и посетят специальные курсы в России. Программа охватывает множество тем: как аккуратно извлечь пострадавшего из автомобиля, реанимационные мероприятия, виды и способы остановки кровотечений, действия при ожогах, обморожениях, различных отравлениях.
Татьяна Баранова показывает рабочее место медицинского отделения - реанимобиль для оказания скорой медицинской помощи. Машины медицинской службы МЧС и скорой очень похожи, единственное отличие - у первых более расширенный функционал реанимационного оборудования. Есть даже вакуумный матрас. В него заворачивают пострадавшего и откачивают воздух, чтобы он принял форму тела пациента и затвердел. Говорят, такой матрас - незаменимая вещь, если у пострадавшего тяжелая травма позвоночника, а больница далеко...
В связке на выезде работают трое: врач, фельдшер и водитель-санитар. Расчетное время на сборы - минута. Основная специализация отряда - поиск и спасение при обрушениях. Но немало и других экстренных ситуаций. Врач МЧС Юрий Гелеклиди, который подключается к разговору, отмечает, что в работе медиков МЧС сильно чувствуется сезонность:
- Осень-зима - период пожаров. Горит все: печи, камины, обогреватели, новогодние ели... Идет очень большой поток пострадавших с отравлениями продуктами горения и ожогами. Много провалившихся под лед рыбаков - обморожения, утопления... Летом тоже часто выезжаем на водоемы, оказываем помощь купальщикам.
Ситуации за многолетнюю практику случались самые разные. Однажды помощь врача-спасателя понадобилась крановщику, которому стало плохо в кабине на высоте более 50 метров. Да и дети доставляют немало хлопот. Застревают в самых неожиданных местах: под рельсами, в батарее отопления, балконных перилах, стиральной машинке и даже в системном блоке компьютера...
Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы медики-спасатели постоянно тренируются и в учебном зале, и на полигоне. Все навыки отрабатывают на специальных манекенах, которые могут имитировать практически любую травму. Помимо отточенных до автоматизма навыков реанимации медик-спасатель должен обладать и особым набором личных качеств, считает Татьяна Баранова:
- В условиях, когда времени на принятие решения практически нет, нужно быть хладнокровным, не растеряться и все сделать правильно. И, конечно, эмпатия, без которой в нашей профессии нельзя.