Общие затраты на первом этапе работ превысят 3,8 миллиарда рублей. Задача гидростроителей - выполнить в этом году восемьдесят процентов плана. Предстоит завершить пусковой комплекс, включающий сооружения левого берега и судоходного шлюза, вспомогательные установки, инженерные сети. А также восстановить и ввести в эксплуатацию систему водопонижения, укрепить основания строительных котлованов, провести частичное благо-устройство территории.
Подрядчиком выступает компания "МежРегионСтрой". Общая стоимость контракта - 4,6 миллиарда рублей. Работы возобновились прошлой осенью. К тому времени готовность долгостроя составляла 53 процента.
По словам специалистов, гидросооружение не сделает Иртыш судоходным, но решит обострившиеся проблемы водоснабжения миллионного Омска.
- Речь идет не только о надежности снабжения питьевой водой, но и об устойчивой работе промышленных предприятий и электростанций, - поясняет доцент кафедры природообустройства, водопользования и охраны водных ресурсов Омского государственного аграрного университета Евгений Петров. - Плотина вернет Иртышу естественный уровень воды, каким он был до ввода в эксплуатацию в Казахстане крупных гидросооружений. Прежде, даже в самую сильную засуху, уровень не опускался ниже отметки 69 метров по Балтийской системе высот. Именно на этот показатель ориентированы водозаборы горводоканала, опоры мостов и причалов. Сейчас вода может месяцами не подниматься выше отметки 67 метров.
Напомним, что Красногорскую плотину планировали сдать к 300-летию Омска в 2016 году. Однако из-за банкротства компании-подрядчика в 2018 году работы приостановили. Содержание замороженного объекта ежегодно обходилось региональной казне в пятьдесят миллионов рублей. Решение о достройке гидроузла было принято в 2021 году, после визита в Омскую область зампреда правительства РФ Виктории Абрамченко, курирующей Сибирский федеральный округ.
В объекты гидроузла уже вложено 5,5 миллиарда. Для полного ввода в строй потребуется еще минимум десять миллиардов. Финансирование первого этапа строительства полностью взяли на себя федеральные власти.
Тем временем ректоры Сибирского автомобильно-дорожного (СибАДИ) и Московского строительного университетов подписали договор о сотрудничестве в сфере подготовки студентов и научной деятельности. Студенты СибАДИ получат возможность слушать лекции столичных преподавателей и доступ к онлайн-ресурсам вуза-партнера. Проект предполагает совместное развитие прогрессивных форм обучения по востребованным профессиям, разработку учебников нового поколения, экспериментальную деятельность.
Необходимость в сотрудничестве вызвана масштабными региональными стройками - в частности, Красногорского гидроузла и Северного автомобильного обхода Омска. В областной центр также зашли крупные федеральные жилищные застройщики, поэтому потребность в квалифицированных кадрах резко выросла.
Александр Бурков, губернатор Омской области:
- Стройка ожила. Правительством Омской области проведена большая работа по перепроектированию объекта, разделению строительства на два этапа. Мы также прошли строительную и экологическую экспертизы и смогли получить деньги из федерального бюджета. Важно, что в августе здесь появился подрядчик. Работы идут с опережением графика. Это гидросооружение гарантирует в дальнейшем водообеспечение нашего города-миллионника и создаст необходимые условия для работы речного транспорта в черте мегаполиса. Также важно, что для омичей, в том числе бывших выпускников вузов, появятся дополнительные рабочие места. Потребность в инженерах увеличится вдвое.