Обсуждались главным образом экологические аспекты строительства новых станций метро. Ректор ННГАСУ Дмитрий Щеголев развеял опасения некоторых горожан по поводу того, что прокладка тоннелей сопряжена, в частности, с рисками подтопления подземными водами, поскольку у Нижнего Новгорода очень сложная гидрогеология.
- С технической точки зрения все сложности, обусловленные проблемами ландшафта, решаемы. Есть положительный опыт строительства метро и в более сложных гидрогеологических условиях - например, в Санкт-Петербурге. В целом же я уверен, что новые ветки метро станут катализатором улучшения ландшафта и внешнего вида города: входные группы новых станций подтянут и общее благоустройство, - сказал ректор. - Значение метро для большого города трудно переоценить. Все крупнейшие города России и мира, где оно есть, имеют "второй слой городской навигации", на который многие ориентируются при выборе жилья, поездке в командировку и при решении других вопросов. Этим ориентиром является не столько район, улица, сколько станция метро.
Согласно опросу telegram-канала "Метро НН", что именно хотели бы видеть нижегородцы около станции "Сенная" после окончания строительства, 42 процента опрошенных проголосовали за создание прогулочной зоны с выходом к набережной, канатной дороге и колесу обозрения, 14 процентов - за новый парк, 25 процентов - за создание транспортного хаба.
Главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов отметил, что люди, согласно опросам, хотят быть ближе к природе: ходить в парки и по прогулочным зонам. Но все-таки метро между парками - это нонсенс. Сейчас планируется, что на Сенной будет разветвленная система подземных переходов, которые свяжут и деловой центр, который там будет размещаться, и канатную дорогу, и зону отдыха на Гребном канале. По его словам, для пассажиров метро будет реализован принцип "сухие ноги", позволяющий перемещаться между объектами, не поднимаясь на улицу.
Планируется проведение архитектурного конкурса для застройки района площади Сенной. Желание нижегородцев о создании зон для прогулок, конечно, учтут. Лучшие проекты могут определить на конкурсе ландшафтных дизайнеров и архитекторов по благоустройству территорий около новых станций станции уже этим летом.
Руководитель дирекции по проектированию № 1 ГК "Моспроект-3" Арсен Аветикян подчеркнул, что цель проекта - это прежде всего благотворный транспортный эффект для людей и для экологии. Поэтому на период строительных работ на площади Сенной организованы сбор и утилизация отходов, ведется мониторинг состояния окружающей среды. Он особо подчеркнул, что вынужденная вырубка зеленых насаждений происходит при любом масштабном строительстве. И заверил, что взамен вырубленных предусмотрено компенсационное озеленение ценными породами деревьев, а также выплата денежной компенсации городу. Первый этап проектирования благоустройства прилегающих территорий намечен на первое полугодие 2024 года. Именно для этого эксперты круглого стола и предложили провести студенческий хакатон, чтобы успеть передать проектировщикам новые идеи и наработки.
Руководитель группы экомониторинга общественного совета Минприроды РФ Элмурод Расулмухамедов в качестве одного из возможных вариантов благоустройства презентовал концепцию тактильных модульных садов "Шестое чувство". Один из таких садов установлен в Москве на выходе из метро на Рязанском проспекте. Зерно концепции - все растения могут заменяться в случае износа. Компактные модули-клумбы приподняты над землей, поэтому горожане могут, проходя мимо, касаться цветов и трав. На зиму модули перемещают в торговые центры, а на их месте администрация ставит новогодние украшения. Эту идею можно использовать и в Нижнем Новгороде.
Он также обратил внимание на то, что пока в городе нет строгой системы контроля за утилизацией строительных отходов и не хватает систем пылеподавления. По мнению эксперта, строительство метро должно стать примером устойчивой системы контроля строительных отходов в Нижнем Новгороде. Строительный мусор после сноса разных построек из города и Кстовского района обнаруживают, например, в Артемовских лугах рядом со станцией аэрации. Как считает Расулмухамедов, при возведении метрополитена необходимо проработать стандарт обращения с отходами, чтобы в дальнейшем требовать его выполнения от подрядчиков на других объектах.
По мнению директора архитектурно-ландшафтного центра "Архиленд" Ольги Ворониной, в будущем около станций метро с помощью высадки растений можно получить красивые ландшафты, созданные по всем правилам дизайна и технологий полива, как это было сделано в свое время на площади Свободы у здания Атомэнергопроекта.
Причем Ольга Воронина, как и профессор ННГАСУ Александр Иванов, призвала дать слово студентам при разработке дизайна новых станций, благоустройства их территорий, объединять творческое начало и опыт, формировать междисциплинарные межвузовские команды. С ними согласился и политолог Иван Юдинцев, подводя итоги встречи. Он добавил, что необходимо сформировать группу экспертов и организовать ежедневное дистанционное взаимодействие с такой группой.
Новые станции становятся центром притяжения как для опытных строителей, проектировщиков, дизайнеров, так и для будущих специалистов этих сфер. Назрела необходимость услышать и их мнение.
Руководители крупнейших нижегородских вузов - ННГАСУ и НГТУ им. Алексеева - поддержали идею создания межвузовских междисциплинарных команд и проведения студенческого хакатона.