Покупателем номер один, как и годом ранее, стал Китай - на него пришлось 39% всего физического объема российского экспорта мяса птицы.
В страну было отправлено 139 тыс. тонн - на 11% больше, чем в 2021 году. В деньгах экспорт в КНР вырос на 53%. Один из факторов роста поставок в Китай генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов называет увеличение выпуска востребованной на китайском рынке продукции.
Кроме того, в прошлом году удалось преодолеть значительную часть проблем, связанных с логистическими ограничениями, возникшими из-за отказа основных операторов от работы в России, говорит эксперт.
Второй покупатель российского мяса птицы в 2022 году - Саудовская Аравия. Страна нарастила закупки на 59% в физическом выражении и на 85% в деньгах. Замыкает тройку лидеров Казахстан, который в прошлом году увеличил закупки российского мяса птицы на 42% в физическом выражении и на 55% в денежном. Более чем втрое увеличены отгрузки в ОАЭ, более чем вдвое - в Беларусь, Азербайджан, Бахрейн, Гану и Анголу.
Более 90% из всего объема экспорта традиционно приходится на домашних кур. Вместе растут поставки индейки (на 19% в прошлом году) и утки (более чем в два раза). На индейку приходится 7% всех поставок мяса птицы. В прошлом году индейку экспортировали в 46 стран, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации производителей индейки Анатолий Вельматов.
По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), тренд на потребление белого мяса будет усиливаться: в странах с высоким и средним уровнем доходов он обусловлен растущим предпочтением мяса птицы, которое более удобно в приготовлении, а в бедных странах важным фактором является более низкая цена.
В Национального союза птицеводов рассчитывают на дальнейшее увеличение объемов экспорта и расширение географии поставок. "Этому будут способствовать общий рост производства мяса в целом и мяса птицы в частности, улучшение конкурентной позиции на международных рынках, выстраивание новых логистических цепочек, увеличение объема производства экспортоориентированных компаний", - поясняет Сергей Лахтюхов.
Роста экспорта ожидают и индейководы. Мировое потребление такого недорогого источника белка будет расти, а объемы поставок мяса индейки из США и Западной Европы могут снизиться из-за ухудшения эпизоотической ситуации. Тогда как конкурентоспособность российского мяса индейки на мировом рынке будет усиливаться. Также положительное влияние будет оказывать снижение курса рубля по отношению к мировым валютам, говорит Анатолий Вельматов.