Бурятский "Мистер Икс" - это по сути новая режиссерская версия спектакля петербургской Музкомедии, который шел там с 1995 года в постановке Александра Белинского художника Вячеслава Окунева. В июне прошлого года спектакль в последний раз был показан на сцене Музкомедии и теперь при участии худрука и главного дирижера Бурятского оперного театра Владимира Рылова, кстати, дирижировавшего тем самым заключительным показом в северной столице, в новом виде появился в Улан-Удэ. Из Петербурга в Бурятию были отправлены костюмы и декорации, идеально вписавшиеся в пространство старейшего в Восточной Сибири оперного театра.
Новую режиссерскую версию, рассчитанную на конкретную оперную труппу, осуществила Алла Семак, режиссер из Петербурга, танцы и движения поставил опытный хореограф, выпускник Ленинградской консерватории Александр Курбатов, которому практически "с нуля" пришлось объяснять молодым бурятским артистам азы "легкого жанра": как нужно двигаться, как правильно держать веер, как с помощью определенных жестов передавать ту или иную эмоцию. Сегодня это искусство во многом оказалось забыто, и тем интереснее было наблюдать, с каким азартом включились в игру молодые артисты, вступившие на территорию малознакомого для многих из них жанра (оперетта не ставилась в Улан-Удэ очень давно). Два премьерных состава оказались по-своему цельными, спаянными актерски. У исполнявшего в первом спектакле роль Мистера Икса Эдуарда Жагбаева главный герой был чуть сумрачным и меланхоличным, напоминающим оперного Онегина. А второй исполнитель Икса, популярный в Бурятии эстрадный певец Чингиз Раднаев, специально приглашенный в проект, довольно точно скопировав музыкальную интонацию и даже легкий акцент Георга Отса, сделал своего героя более открытым и земным, легко прощавшим в финале свою любимую и искренне присоединявшимся к общему веселью.
Предмет воздыханий гордого артиста вдова-графиня Теодора получилась, словно по контрасту, более сдержанной у Маргариты Мартыновой, выступавшей в паре с Чингизом Раднаевым, и более открытой и душевной у Билигмы Ринчиновой, виртуозно управлявшей в своей выходной арии окружившим ее мужским секстетом.
Комическая пара этой оперетты - сын хозяйки отеля Тони Флюгер и предмет его страсти цирковая наездница Мабель Гибсон - как им и положено, показывала всевозможные трюки. В премьерных спектаклях артисты Саян Цымпилов и Чингис Иванов лихо крутили сальто, Оюна Дарижапова и Дина Санданова ловко прыгали со скакалкой, используя ее затем чуть ли не как лассо, чтобы притянуть своего поклонника поближе. Сцена во втором действии, где игравшая циркачку Оюна заявляет свои права на Тони Флюгера перед мамашей Каролиной, получилась настолько живой и естественной, что казалось, действительно, героини вот-вот вцепятся друг в друга. И, разумеется, аплодисменты сорвал прекрасный шпагат, которым Оюна завершила свой первый дуэт с исполнителем партии Тони Саяном Цымпиловым. Властная хозяйка отеля Каролина Флюгер получилась темпераментной и резкой у Ларисы Соковикой, вошедшей в раж так, что даже зрители поневоле съеживались, когда она начинала браниться, и дружно хлопали ее комическому дуэту с Пеликаном (Александр Ханджапов). Оксана Хингеева, выступавшая в этой роли во втором составе, сделала акцент больше на лирике, нежели на эксцентрике, особенно в той сцене, где Каролина вспоминает о своей юности, рассказывая метрдотелю (Галсан Ванданов) о Петербурге.
Для общей динамики в массовых сценах Александр Курбатов привлек в спектакль учащихся местного хореографического колледжа (разноцветные забавные костюмы для ребят придумала Татьяна Тышкенова, обновившая гардероб также и главным героям), выступавших в роли забавных мимов.
Цирковой парад-алле, показанный под звуки увертюры, сразу же создавал особую атмосферу радости и веселья, с шутками и розыгрышами (гигантскую штангу атлета, пыжившегося на потеху публики, после его поклонов с легкостью поднимала маленькая девочка и уносила за сцену). Место действия - цирковая арена было обозначено двумя лестницами между которыми был выход для артистов. А во втором действии лестница по центру напоминала парадный вход в фешенебельный отель.
Лаконизм декораций компенсировался грамотно выставленным освещением (за свет отвечали Владимир Цыбиктаров и Алексей Амбаев), а свободное пространство давало место актерам для всевозможных трюков. Наученный обращаться с веером хор (главный хормейстер - Валерий Волчанецкий) - подвижный и динамичный, очень ярко выражал разные эмоции (удивление и возмущение, гнев и радость), точно попадая в общий ритм спектакля. И получилось так удачно все потому, что дирижер Владимир Рылов буквально увлек артистов музыкой, в которой была слышна радость и чувствовался свет, столь необходимые в сегодняшние времена.