Президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев сообщил о том, что аппаратура для проверки автомобилей на наличие ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации может заработать уже в ближайшее время.
По его словам, проблемы с базой данных страховщиков решены. Ее достоверность - 99,98 процента. Это говорит о том, что в базе может, конечно, не оказаться застрахованной машины. Но только в очень редких случаях. Из общего числа машин лишь два автомобиля из ста могут не оказаться в этой базе.
Основной спор между страховщиками и ГИБДД шел о получении данных. Страховщики никак не соглашались передавать информацию о застрахованных машинах МВД. А министерство отказывалось посылать запросы в базу к страховщикам.
В итоге страховщики согласились просто передать министерству внутренних дел базу данных заключенных договоров ОСАГО и обновлять ее регулярно.
Как это должно работать? Для начала предлагается выискивать незастрахованных среди нарушителей правил. Дело в том, что обработать информацию по всем проехавшим под камерой машинам довольно сложно. Ведь в сутки, например, под столичной камерой проезжает около 4 миллионов автомобилей.
Поэтому предполагается, что ГИБДД, получив данные о нарушителях, проверит каждого из них на наличие полиса ОСАГО Но только нарушителей. По скромным подсчетам, в день в стране выявляется около 700 тысяч нарушителей. По данным РСА, незастрахованных на все количество транспорта приходится около 10 процентов. Из нарушителей, выявленных за день, потребуется наказать около 70 тысяч автовладельцев.
То есть привлекать к ответственности за отсутствие полиса будут только тех, кто уже попался на другом нарушении правил. Например, за превышение скорости или пересечение разметки. При этом тех, кто неправильно припарковался, проверять по этим базам не будут.
Но это только первый этап. И на нем предусмотрено, что за отсутствие полиса автовладелец будет отвечать только один раз в сутки. По аналогии с техосмотром. Это будет считаться длящимся нарушением. За него нельзя наказать несколько раз.
Напомним, что сейчас штраф за управление незастрахованным по ОСАГО автомобилем составляет 800 рублей. За прошлый год, по данным РСА, было вынесено около 3 миллионов постановлений по этой причине. Лишняя остановка автомобиля для проверки документов водителя, как правило, не очень хорошо сказывается на репутации ГАИ. Теперь автоинспекторам на дороге не надо будет больше заморачиваться на эту тему. Камера сама зафиксирует такого нарушителя.
За первый проезд под камеру автовладельцу штрафа не выпишут. И вот почему. Представим себе ситуацию. Водитель проехал с превышением скорости. Камера это зафиксировала, компьютерная программа оформила постановление. Инспектор при этом просмотрел данные о страховании машины. Застрахована - получи штраф за превышение скорости. Незастрахована - получи два штрафа: за превышение скорости и за отсутствие страховки.
Но второй штраф придет не сразу. Дело в том, что автовладелец может уже быть застрахован, просто информация об этом не поступила в информационную систему. Поэтому по таким штрафам будет проведена дополнительная проверка. А именно сличение их с обновленной базой данных РСА. Это будет проведено через 10 дней. Такой срок отпущен на регистрацию приобретенных машин. И если за это время полиса в системе не появится, автовладельца накажут. Более того, его будут наказывать ежедневно, пока он не приобретет полис ОСАГО. Так что на первоначальном этапе запуска этой системы даже штрафов повышать не нужно. Несколько наказаний в течение месяца вполне компенсируют стоимость страховки.
Причем накажут автовладельца, а не водителя. Даже сейчас Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность именно автовладельца за то, что автомобиль передвигается по дорогам без страховки. У нас довольно много случаев аварий, в которых виновник не был застрахован. Пострадавшим автомобилистам приходится решать свои проблемы в судах. Это требует много времени и денег. Автоматические штрафы за отсутствие ОСАГО подвигнут владельцев все-таки оформлять полис.
Однако предлагаемая система имеет несколько пробелов. Наказывать предлагается собственников автомобилей. Камеры пока не умеют выявлять водителей. Тут могут возникать юридические казусы. Например, автомобиль числится за одним гражданином, но его использует другой. Страховка может быть оформлена именно не на собственника, а на владельца, который использует машину.
Кроме того, вся система электронного взаимоотношения между страховщиками и ГИБДД основана на электронных данных. Увы, но она не совершенна. Полное взаимодействие возможно после внесения корректив в программу. Но это возможно только после подписания контракта на обслуживание системы. А такой контракт будет подписан только в октябре этого года.