14.03.2023 18:40
Экономика

Экономист Алексей Зубец - о трудностях, возможностях и настроении российского бизнеса после года ударных санкций

Текст:  Алексей Зубец (экономист)
О том, что прошлый год российская экономика прошла если не на пятерку, то точно на четыре с плюсом, сказано уже достаточно много. Однако на этом экзамены не кончились, их будет еще много. Первоочередные спасательные меры удались, теперь же нам предстоит налаживать рутинную работу экономических механизмов, чтобы те действовали надежно, желательно без авралов и экстремальных порций финансового допинга. По крайней мере, данные о настроении бизнеса за январь-февраль, недавно представленные Росстатом, вполне оптимистичны.
/ Скриншот с youtube
Читать на сайте RG.RU

Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах, которые интересны, потому что это сердце экономики, в феврале был положительным и составил 3 пункта. Это наилучшее достижение за много лет: лучше, чем сейчас, бизнес себя чувствовал только в 2008 году. Спрос на продукцию обрабатывающих предприятий выше, чем когда-либо за последние 10 лет. Ожидания относительно роста заказов вернулись на допандемийный уровень 2019 года, что тоже совсем неплохо, так что бизнес намерен добиться увеличения производства в течение ближайших нескольких месяцев.

Что особенно важно, оценка влияния общей экономической ситуации на производство вернулась из глубокого негатива к показателям начала прошлого года. По сути это означает, что она больше не давит на предпринимателей. Точнее, новые плюсы перевешивают негатив, так что общая оценка возможностей и угроз снова уравновесилась. Ну а в будущем предприятия рассчитывают на значительное улучшение общего положения дел в стране - здесь прямо царство оптимизма, как будто никаких санкций нет и в помине.

Как ни странно, предприниматели меньше жалуются на налоги и налоговиков, чем в прошлом. И здесь тоже рекорд: такого низкого уровня претензий к налоговым органам не было за всю историю наблюдений, с 2006 года. Очевидно, предприниматели радуются не столько снижению налогов, которого пока особо не видно, сколько облегчению и упорядочиванию различных проверок, что для бизнеса безусловный плюс.

С другой стороны, розовую картинку рисовать было бы неправильно. Проблем много. Есть существенные ограничения на внешних рынках, причем они сегодня намного серьезнее, чем в последние годы. Это, впрочем, и так понятно, безо всяких опросов, учитывая обилие запретов, введенных против нас коллективным Западом. Не хватает рабочих рук, есть проблемы с закупками оборудования и материалов, внутренний спрос далек от желаемого. Экономическая ситуация остается довольно неопределенной, это затрудняет планирование и понижает готовность брать кредиты на развитие. К тому же проценты по ним остаются, по мнению бизнеса, весьма высокими. С другой стороны, конкуренция импорта снизилась, что дает новые возможности для развития, и это предпринимателей радует. Позитив также в том, что количество предпринимателей, которые говорят что для развития бизнеса у них нет ограничений, выросло по сравнению с прошлым годом.

В общем, настроения предпринимателей сейчас примерно такие же, как в 2013 году. Отсюда и уверенность, что все у нас получится, и от прошлогоднего аврала мы перейдем к устойчивому долгосрочному росту производства.

Нефтегазовые доходы бюджета России растут, но остаются ниже ожидаемого. Как санкции сказались на экономике страны
Бизнес