Освоение онлайн-пространства в политических целях приобрело в Италии подобный масштаб во многом благодаря сетевому Движению "5 звезд" (Д5З), которое еще в 2009 году основали комик Беппе Грилло и предприниматель Джанроберто Казаледжо. Эффективное сетевое общение с избирателями в рекордные сроки позволило его членам, львиная доля которых не имела никакого опыта в политике, попасть в парламент, а затем и в правительство.
С 2016 года в качестве инструмента "сетевой демократии" Д5З использовало IT-платформу "Руссо", которая предоставляла членам движения различные возможности: от онлайн-голосования за избирательные списки до участия в подготовке законопроектов.
Успех "пятизвездочников" мотивировал даже самых архаичных политиков, толком не умеющих до этого пользоваться компьютерами и смартфонами, на "высадку" в соцсетях.
Премьер Джорджа Мелони, у которой в разных соцсетях 6,8 миллиона подписчиков, выбрала популярный формат storytelling, запустив рубрику "Ежедневник Джорджи".
В нем она "откровенно" делится с итальянцами своими профессиональными планами, дальнейшими шагами правительства, а также его достижениями.
Если говорить о предпочтениях, то самой любимой соцсетью итальянских власть предержащих является Twitter (заблокирован в РФ). Туда они в телеграфном стиле по нескольку раз в день рапортуют о своих заслугах и отвечают на претензии недоброжелателей, сводя тем самым общение с прессой до минимума.
Последняя парламентская избирательная кампания неожиданно пробудила дикий интерес к TikTok. Наибольшего успеха там добился, как ни странно, 86-летний экс-премьер и лидер партии "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони. Его первый ролик, в котором Берлускони в свойственной ему позитивной манере обратился к итальянской молодежи, сумел в первый же день набрать 8 миллионов просмотров. Теперь, правда, Кавальере, возможно, придется отказаться от китайской соцсети, на которую на днях наложила вето вездесущая Еврокомиссия.
Преуспел в освоении сетевых ресурсов лидер партии "Лига", а также по совместительству вице-премьер и министр транспорта Маттео Сальвини. Он сумел внушительно поднять рейтинг "Лиги" и подобрать ключик к сердцу итальянцев за счет грамотной и четко выверенной стратегии, выработанной его помощником Лукой Моризи. Тот сделал так, что итальянцы через соцсети знали о каждом шаге премьера, но при этом благодаря грамотному и своевременному контенту и формуле TTR (Territorio-Televisione-Rete: присутствие в регионах, на телевидении и в соцсетях) не уставали от Капитана (так в Италии называют Сальвини). Так, по выходным глава "Лиги" на радость подписчикам и прекрасно зная об их "слабостях", размещал жизнеутверждающие посты, позируя с чашечкой ароматного кофе или с аппетитной тарелкой пасты.