Восьмиминутное интервью Павла, монахов и представителей паствы началось с жалоб на "межведомственную комиссию", которая проводит аудит имущества монастыря, но делает это слишком грубо и бесцеремонно, без надлежащих документов и предупреждения.
"Господь услышит нас. Этого попустительства невозможно терпеть. Мы не против всех законных действий. Мы граждане своей державы. У нас у многих нет иного места, как здесь. Мы не намерены выселяться, и не будем. И нас никто не сможет оторвать от любви Божьей. Мы любим свою землю, свою власть, мы молимся, но просим одного - не наглеть, как это делается этой комиссией каждый день. И молимся за разум тем, кто дает безбожные повеления", - говорил митрополит и делал это по-украински. Слова об Апокалипсисе, который начинается с Украины, и намерении отстаивать свои святыни до конца даже выбивались по форме из этого обращения.
Власти Украины требуют от монахов покинуть Киево-Печерскую лавруМонахи в свою очередь рассказали, как изменилась лавра с 1988 года, когда она была возвращена церкви, и что все имущество принадлежит Украине и православным. К слову, никакой Украинской православной церкви (УПЦ) на момент возвращения в лавру монахов не существовало, а от материнской Русской православной церкви она отпочковалась только через два года, на волне "незалежности".
В похожем стиле была выдержана и реакция предстоятеля УПЦ митрополита Онуфрия. "Мы получили письмо от заповедника о том, что они отказываются дальше с нами подписывать договор об аренде помещений. Это значит, что мы должны покинуть лавру, освободить ее. Что дальше будет, мы не знаем, но мы знаем одно - эта лавра была построена верными нашей Церкви, нашей Церковью. Другой тогда не было. Затем она пришла в упадок в период советской власти, когда был воинственный атеизм, и мы получили груду развалин в 88-м году. И снова наша Церковь отстроила эту святую обитель. И мы считаем, что несправедливо не давать нам разрешение служить в этом святом месте", - высказал то ли межведомственной группе, то ли министру культуры свою обиду митрополит Киевский. Он попросил у паствы молитв, "чтобы Господь изменил мысли тех людей, которые хотят, чтобы братия покинула святую обитель, чтобы здесь дальше горела лампада молитвы, чтобы могли каждый из вас прийти сюда, исповедаться, причаститься и поклониться святым угодникам Печерским".
Кажется, в УПЦ уже смирились с тем, что православная святыня будет поругана и осквернена. Собственно, это происходит в верхней лавре, где бесы-раскольники уже ведут свои "службы". На этом фоне новости о том, что кресты на Трапезном храме почернели, а по кресту на могиле Блаженнейшего Владимира - предыдущего митрополита Киевского, потекло миро, то есть слеза, уже не трогает: УПЦ, похоже, смирилась со своим уничтожением, долго иезуитски готовившимся и теперь подходящим к финалу.
"Логика запущенного процесса давно требует от нас готовности к любым сценариям. Враг нигде не будет останавливаться, как те бесноватые свиньи из Евангелия, для которых и обрыв - не обрыв, и море - не море. Другое дело, что по дороге к пропасти они кого хочешь за собой утащат. И ужас в том, что это никакая не метафора", - пишет по поводу происходящего когда-то бывший настоятелем киевского храма Агапита Печерского, а ныне протоирей РПЦ Андрей Ткачев. И продолжает: "Украинская власть цинична и в своей циничности очень последовательна. Это можно записать им в актив, поскольку подобная укорененность во зле заставляет всех, кто имеет дело с этой властью, навсегда распрощаться со всеми иллюзиями. А те, кто продолжает цепляться за обрывки демократической фразеологии, просто расписываются в слабоумии и вызывают у одних (у нас) жалость, а у других (у нацистов) презрение". Да, молиться будет вся Церковь, говорит он, "но есть вещи, которые не перемолишь". "Наверное наступает время истинного исповеданья", - резюмирует он.
Похоже, осознание этого наконец пришло и к иерархам УПЦ. Говоря о творящемся беззаконии, они даже не оспаривают его в суде. Имеющийся у них опыт столкновения с "украинским правосудием" говорит о тщете любых апелляций к закону. Последняя такая попытка предпринималась ими в 2018 году, когда УПЦ оспорила в Конституционном суде закон, обязывающий ее указывать в названии принадлежность к России (!). В прошлом году суд признал правомерность творящегося абсурда.
"Боюсь, дело дойдет до кровопролития"
Владислав Петрушко, доктор церковной истории, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
- Ситуация сложилась критическая. Решение владыки Павла не покидать Киево-Печерскую лавру, с одной стороны, правильное. Это, безусловно, святыня канонической церкви, возрожденная и отстроенная за последние 30 лет именно этой братией. Но у меня очень серьезное опасение, что власть может применить насилие.
Я уже видел в украинских СМИ призывы к "патриотам" прийти в Лавру и помочь выгнать оттуда Русскую церковь - так они называют Украинскую православную церковь. Каноническая УПЦ действительно часть Московского патриархата, если не юрисдикционно (после Феофаньевского собора вопрос о ее статусе выглядит сложно), то по духу это все равно Русское православие.
А для нынешней украинской власти она как раз та церковная структура, которую она стремится полностью уничтожить. Просто поставлена такая задача.
И я думаю, они будут пытаться реализовать такой сценарий, находя среди братии людей, которых разными посулами или угрозами удалось бы заставить перейти в так называемую ПЦУ. Где монашествующих практически нет!
И даже если им удастся выгнать монахов канонической церкви из Лавры, эта "победа" будет выглядеть как конфуз и поражение. Потому что заселять-то Лавру ПЦУ некем.
Удастся им все это или нет, сказать пока сложно. Но ситуация, конечно, очень тяжкая.
Военное положение на Украине спишет любое насилие. И то, что Порошенко, может быть, побоялся бы сделать, Зеленский сделает. Он не имеет с православием никакой органической связи, для него это все пустой звук.
Ему, как вчерашнему кавээнщику и человеку, воспитанному совершенно в другой культурной парадигме, куда легче принимать такие решения. Для него в этом нет какой-то нравственной препоны.
Так что ничего хорошего, к сожалению, ждать не приходится. И если братия будут сопротивляться до последнего, я боюсь, что может дойти до кровопролития.
Хуже всего, если против братии Лавры будут привлечены не только силовики, но всякие неформалы - националистически настроенные боевики. От них можно ожидать самых радикальных действий.
Киево-Печерская лавра - конечно, символ православия на Украине. И для ПЦУ завладеть Лаврой - это уже некая моральная победа.
Но я думаю, что не Лавра для них важна, им важно всю каноническую Украинскую церковь загнать в эту искусственную ПЦУ, заявить об объединении украинского православия и переформатировать его под задачи обеспечения теперешнего режима националистической идеологией в том числе и в церковной среде.
Ну и разорвать последнюю духовную - осуществляемую через каноническую церковь - связь между русским и украинским народами.
Я не думаю, что для раскольников сами по себе что-то значат святые мощи. ПЦУ - структура квазицерковная.
Но заявить, что вот они теперь возле мощей и они на этом этапе победили, это да, это для них. Этап этот значимый, но не конечный.
Подготовила Елена Яковлева