Для редакции "РГ" родная станция на БКЛ - "Савеловская". Несколько лет вокруг одноименного вокзала все было перегорожено, повсюду стояли строительные бытовки, осенью - слякоть и грязь, в общем, было уныло. На работу многие ездили по "серой" ветке.
Вот только часть фактов о БКЛ:
- На одном из этапов строительства одновременно запустили участок длиной 20 км: 10 станций от "Мнёвников" до "Каховской". Это самый протяженный участок московского метро, открытый в один день.
- Длина БКЛ - 70 км. Это самое длинное метрокольцо в мире. Максимальная разрешенная скорость на нем - 80 км/ч.
- Длина тоннелей БКЛ - 143 км. Это больше, чем расстояние между Москвой и Серпуховом.
- 1 поезд метро за сутки в среднем будет проезжать 450 км - как от Москвы до Нижнего Новгорода.
- Вес каждой скульптуры на станции "ЦСКА" - 1,5 тонны.
Самая же красивая станция на БКЛ, на наш взгляд, "Нагатинский Затон". Над потолком ее входного навеса тысячи пластин из цветного металла, напоминающих рыбью чешую. Оно и понятно: метро здесь проходит под Москвой-рекой. Причем это самый протяженный метротоннель под водой.
Глядя на выложенных мозаикой рыб на путевых стенах, вспоминаю частушку Маяковского:
- Под Москвой товарищ крот
- До ушей разинул рот.
- Электричество гудет,
- Под землей трамвай идет.
А здесь разевают рты щуки. Или как там называются эти рыбины, точно не знаю - не ловец.
Самая яркая во всей подземке станция - "Новаторская". Здесь впервые в отделке потолка использовано стекло. Причем оранжевое, трех разных оттенков. Тем самым прославляются новаторы Москвы, в честь которых названа и улица наверху, и собственно сама станция метро. Броский дизайн придает позитива каждому проезжающему. Именно эта станция в метро самая освещенная, во многом благодаря эффекту отражения света от стеклянного потолка. Пока что тут не очень многолюдно, но в скором будущем ситуация кардинально изменится. Скоро здесь появится и переход на Троицкую линию, которая уже строится. Она соединит с центром отдаленные поселения Новой Москвы.
По протяженному юго-западному участку кольца доехали еще до одной живописной станции - "Мичуринский проспект". Станция с таким названием есть и на "желтой" ветке. Как сейчас помню их строительство. Одну строили российские подрядчики, а на другой стороне проспекта работала китайская корпорация CRCC. Там во время работ развевался флаг народной республики, а весь персонал состоял из китайцев, традиционно обедавших лапшой, приправленной топпингом. Эта азиатская команда создала под землей маленький уголок КНР с китайской живописью, которая, как оказалось, прекрасно сочетается с "мичуринской" темой растительности.
Самая же непонятная станция на кольце - "Кунцевская". Пространство тут узкое, от колонн до путей ну максимум метра два. Архитектурно выглядит грустно, но как транспортный объект эта станция - одна из самых важных в подземке. Ведь рядом проходят две линии метро - "синяя" и "голубая", плюс еще и МЦД. Соответственно, перераспределять пассажиропоток необходимо.
Кроме того, если бы "Кунцевскую" не построили, перегон бы получился слишком длинным. А в этом случае необходим эвакуационный выход. Поэтому решили, если уж строить - то полноценную станцию, пусть и не самую фотогеничную. Впрочем, интересная деталь тут есть - светильники-цилиндры.
У Рижского вокзала - теперь две станции метро, в том числе и на БКЛ. И это самый ультрасовременный объект всего кольца. Уже с первого дня работы линии здесь заработала уникальная инсталляция, которая показывает возможности скоростного мобильного интернета. Часть творческого процесса для визуального ряда на экране "ковра-самолета" выполнила нейросеть. С 1 марта ее увидели 122 тыс. пассажиров.
Это один из визуальных символов развития самых передовых технологий на московском транспорте. Сначала власти хотели установить инсталляцию на время, но пассажирам она очень понравилась, поэтому ее решили оставить.
Главное в БКЛ все же - не красота, а возможность строить новые маршруты. Например, чтобы добраться до "Савеловской" от тех же "Сокольников", раньше приходилось либо почти час толкаться в пробках, либо ехать на метро с пересадкой.
Но какой бы монументальной наша подземка ни была - проводить по часу в день без солнечного света непросто. Теперь же от "Сокольников" до нас по новому кольцу всего 10 минут. Во время строительства на месте станционного зала была установлена гигантская холодильная установка - приходилось замораживать грунт и подземную воду, чтобы укрепить монолитные конструкции. Теперь эти "голые" тюбинги - конструкции, укрепляющие своды тоннеля, пассажиры метро могут рассмотреть в деталях. По решению проектировщиков они на этой станции открыты и находятся в станционном зале за стеклом на колоннах.
Однако и о живописности метростроители не забыли. В этом плане мне особенно нравится, что в состав БКЛ включена Каховская линия (изначально с нее и хотели начать кольцо). В моем воображении она столь же дика и таинственна, как и Бутовская. В свое время я жил на юге Москвы и на "Каширской" очень часто пересаживался с "зеленой" ветки вот на эту "бирюзовую", которая была Каховской, а сейчас БКЛ. Там был какой-то свой поэтический ореол. По Каховской ветке ходили поезда "Яуза" с поистине "бессмысленным и тусклым" светом в вагонах.
Сегодня эта часть БКЛ изменилась. Вместо стен, обложенных белым кафелем, как санузлы в не знающих ремонта больницах, сегодня здесь дорогая современная плитка, отреставрированные рисунки и панно.
Корреспондент "РГ" проехал по Большой кольцевой линии метро