19.03.2023 06:00
Общество

Мы выходим из Болонской системы. Как теперь будем учиться?

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №54 (8999)
Уже ясно: в России будет создана новая система образования. Но продолжат ли вузы выпускать бакалавров? Станет ли легче поступить в магистратуру? Какой будет подготовка аспирантов?
В магистратуру можно будет поступать после любого базового образования. Напомним: сейчас в магистры можно идти только после бакалавриата. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Напомним, разговоры о том, что Болонская система, основа которой - двухуровневая подготовка кадров "бакалавр-магистр", уже не подходит для современной российской экономики, шли весь прошедший год. Теперь в российских университетах появятся гибкие программы сроком от четырех до шести лет.

В магистры - бесплатно

Если профессия требует дополнительной подготовки или узкой специализации, должна быть возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Причем в магистратуру можно будет поступать после любого базового образования. Напомним: пока в магистры можно идти только после бакалавриата.

Еще один важный момент: поступить в магистратуру можно будет на бюджет. Такая возможность сейчас тоже вроде есть, но мест очень мало.

- Появляется такое понятие, как специализированное, или углубленное, высшее образование, магистратура, ординатура, - комментирует министр науки и высшего образования Валерий Фальков. - Оно и сегодня есть, но с определенными ограничениями: выпускники бакалавриата могут поступать бесплатно в магистратуру, а выпускники специалитета почему-то нет. В новой системе все, кто получает базовое высшее образование, смогут поступать в магистратуру бесплатно.

Диплом на месте

Михаил Швыдкой: Высокое качество российского образования по-прежнему притягивает иностранных студентов

Нынешние студенты смогут продолжить и закончить образование по действующим программам. Министр Фальков заверил, что уже полученные дипломы и ученые степени не придется пересматривать и согласовывать. Они по-прежнему будут котироваться и в России, и за рубежом.

Также в новой системе в отдельный уровень будет выделена аспирантура. Как известно, в 2012 году она стала третьим уровнем высшего образования, что отвечало принципам Болонского процесса. Но с тех пор стали падать показатели эффективности. Сейчас будет зафиксирован возврат к модели, когда аспирантура выносится за рамки системы высшего образования и имеет отдельный статус системы подготовки научных и педагогических кадров для высшей школы.

История с географией

Поставлена задача: повысить качество школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам. Прежде всего по истории, обществознанию, литературе, географии, чтобы молодежь могла как можно больше узнать о России, ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях.

200 тысяч рублей размер каждой премии для лучших учителей страны в 2023 году

Как отметил министр просвещения Сергей Кравцов, такая работа уже ведется. Для школ утверждены федеральные основные общеобразовательные программы по шести предметам, в том числе по гуманитарным дисциплинам.

Миллион за пять лет

Президент Путин поручил в течение пяти лет подготовить миллион рабочих кадров и расширить федеральный проект "Профессионалитет", чтобы обеспечить суверенитет и конкурентоспособность страны.

Кадры остро нужны для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других ключевых отраслей.

Комментарий

Андрей Фурсенко, помощник президента РФ:

Владимир Путин: Россия создаст суверенную систему образования от школы до вуза

- Дипломы бакалавров будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании. Есть люди, которые планируют работать за границей, занимать какие-то должности, где требуется диплом бакалавра, диплом магистра или то, что называется PhD. И у нас есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами.

Елена Шмелева, руководитель фонда "Талант и успех":

- Нам нужны выпускники с фундаментальными знаниями, навыками поиска решений и разработок на стыке дисциплин. А программы с консервативным содержанием и жесткими сроками подготовки не позволяют учитывать специфику новых направлений экономики. Новая система поспособствует тому, чтобы выпускник стал самодостаточным специалистом.

Образование