Для этого правительство использовало статью Конституции 49.3. Она разрешает властям утвердить закон без обсуждения и голосования в Национальном собрании. Надо сказать, что глава Пятой республики до последнего момента колебался, провел в первой половине дня несколько созванных в чрезвычайном порядке заседаний с премьером Элизабет Борн и ближайшим кругом советников. Соблазн утвердить законопроект, взбаламутивший всю страну и спровоцировавший массовое стачечное движение, путем классического голосования, был весьма велик. Удалось же властям накануне добиться успеха в верхней палате парламента, где законопроект одобрили 193 сенатора, а против высказались только 114. Однако и риски были значительными.
Ведь у макроновской партии "Возрождение" в Национальном собрании не было абсолютного большинства. В принципе сторонники Макрона могли рассчитывать на "республиканцев", а это 62 депутата. Но вот в чем проблема. Не факт, что все они дружно были готовы поддержать макроновскую реформу на финишной прямой. По некоторым сведениям, от 10 до 20 депутатов этой фракции хотели не только воздержаться от голосования, но и отдать свои голоса противникам реформы. А это, отметим, весь оппозиционный лагерь - от левых (единомышленники Жан-Люка Меланшона, социалисты, "зеленые", коммунисты) до многочисленных сторонников Марин Ле Пен. Как писала в эти дни столичная газета Figaro, "если правительство ошибется в расчетах и не сможет заручиться пусть небольшим, но достаточным числом голосов, то поражение неминуемо".
О том, что Макрон решил применить силовой прием, депутатам Национального собрания объявила глава кабмина Элизабет Борн, на которую Макрон взвалил главную ответственность за реализацию неоднозначной реформы. Депутаты оппозиции встретили ее пением "Марсельезы" и возмущенными выкриками: "В отставку! В отставку!". Председателю Национального собрания Яэль Брану-Пиве пришлось даже прервать заседание на две минуты, чтобы успокоить зал, но и после этого левые парламентарии не прекращали обрушивать на премьера гневные тирады.
В конце концов, мадам Борн, подчеркнув "нежелание рисковать будущим пенсионной реформы", заявила, что правительство согласно статье 49.3 Конституции "готово взять на себя ответственность за данный закон". Это означает, что у оппозиции есть сутки для того, чтобы внести вотум недоверия кабинету министров на голосование в Национальном собрании. В противном случае закон будет принят окончательно и бесповоротно. Глава фракции правой партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен уже приняла решение голосовать за отставку правительства. "Я считаю, что этот шаг стал для Эмманюэля Макрона тотальным провалом", - заявила политик и выразила надежду, что нынешний кабинет будет снесен. Скорее всего, с аналогичной инициативой выступят и другие парламентские фракции. В этом случае вотум доверия начнут обсуждать, а затем и голосовать уже в ближайший понедельник. В свою очередь социалист Оливье Фор назвал правительственный поступок настоящим "унижением для парламента" и "попранием демократии", а депутат-коммунист Фабьен Руссель посчитал нынешнюю исполнительную власть "недостойной Пятой республики".
Тем временем несколько сотен парижан собрались у Бурбонского дворца, где находится Нацсобрание, чтобы выразить свое негодование. Они скандировали: "Мы не сдадимся!", "Мы здесь, даже если Макрон этого не хочет!". Все эти страсти стали продолжением нестихающих выступлений противников непопулярной в народе реформы. В среду во Франции состоялся восьмой по счету всеобщий день протестов. На парижскую манифестацию профсоюзы вывели, по их данным, 450 тысяч человек, а всего более чем в 200 акциях участвовали 1,7 миллиона французов. Правда, в министерстве внутренних дел назвали цифры в несколько раз меньшие. Бастовали транспортники, учителя, медсестры. Энергетики в Вандее, на западе страны, отключили электричество в доме сенатора от партии "Республиканцы" Брюно Ретайо, одного из ярых защитников пенсионной реформы.
В Париже уже 11-й день подряд продолжается забастовка мусорщиков, из-за которой "Город Света", как часто называют французскую столицу, превратился в гигантскую свалку. Кучи самых разнообразных отходов, порой двухметровой высоты, заполонили тротуары большей части округов Парижа, особенно на его западе и юге. Ситуация усугубляется тем, что все три мусоросжигательных завода в предместьях столицы заблокированы стачечниками, которые уже заявили: продолжим борьбу минимум до 20 марта.
В то время как санитарные власти предупреждают о нашествии крыс, которых, по сведениям регионального агентства здравоохранения, в Париже несколько миллионов, разразился скандал между главой МВД Жеральдом Дарманеном и мэром города Анн Идальго. Министр требует от муниципалитета принять самые решительные меры по уборке городской территории, а вот градоначальница явно не торопится, ибо изначально поддержала протестное движение и отказывается заставлять бастующих коммунальщиков вернуться на улицы. В этих условиях Жеральд Дарманен пригрозил насильно заставить уборщиков приступить к работе. По французским законам в экстренных ситуациях, когда под угрозой оказывается "общественный порядок", власти могут принудить участников забастовки - конкретно по одному - являться на рабочие места. В противном случае им грозит тюремное заключение до полугода и штраф в 10 тысяч евро.