"В феврале продолжила увеличиваться склонность респондентов к сбережению. Доля опрошенных, предпочитающих откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, увеличилась до 55,9 процента, это максимум с марта 2021 года",- сообщил ЦБ.
Если население более склонно копить, нежели тратить, то его сбережения являются, по сути, отложенным спросом и могут способствовать разгону инфляции. По данным минэкономразвития, основной вклад в инфляцию в январе внес рост цен в секторе продовольственных товаров преимущественно за счет сезонного удорожания плодоовощной продукции. На остальные продукты питания рост цен умеренный. В секторе непродовольственных товаров цены выросли незначительно.
Цены в России начали расти еще в 2020 году. В 2021-м инфляция была уже вдвое выше целевого уровня. В 2023 году она, по прогнозам, тоже вряд ли будет низкой. Отсюда изменения в экономическом поведении граждан. Их потребительская уверенность, согласно опросам, начала снижаться во всех возрастных группах, кроме самой старшей. Но желание одновременно и тратить, и сберегать осталось неизменным. С той лишь разницей, что в декабре 2022 года желание сберегать одержало верх над желанием тратить: доля опрошенных, предпочитающих откладывать деньги, а не расходовать их на дорогостоящие товары, увеличилась до 54,3 процента. Большинство респондентов оценивают текущее время как хорошее и для совершения крупных покупок, и для сбережений.
По результатам совместного исследования, проведенного аудиторско-консалтинговой группой "Технологии доверия" и аналитического центра НАФИ, потребительские настроения россиян несколько улучшились. Доля тех, кто ожидает сохранения текущего уровня своих расходов на продовольствие и промтовары, постепенно растет. Но, как бы то ни было, экономическая ситуация заставляет россиян экономить. Аналитики ЦБ отмечают, что граждане все реже позволяют себе дорогостоящие покупки и все чаще проявляют склонность к сбережению.
Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. Они отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Тем не менее, как сообщил Центробанк, потребительские настроения россиян пока застыли на максимуме 2018 года. То же и в отношении сберегательных настроений.
По опросам ИнфоМ, проведенным по заказу ЦБ, в июле 2022 года более 70 процентов респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов заявили лишь 7 процентов (в первом квартале было 18, во втором - 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется появлением параллельного импорта.
Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте 2022 года, и в первом квартале наблюдался рост расходов на 4,7 процента. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2 процента. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки? "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада, подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17 процентов, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных услуг и развлечений.
Покупательная способность населения сейчас снизилась столь же заметно, как и в "ковидные" годы. Согласно опросу, проведенному компанией Tiburon Research, 44 процента россиян ощутили снижение доходов, 28 процентов лишились премий и повышений по работе, 26 процентов столкнулись с проблемами при поиске работы, 8 процентов уволены, а также 8 процентов получают зарплату, хотя компании приостановили деятельность. Желание населения совершать покупки остается неизменным. Но оно сочетается со склонностью к экономии. Гражданам по-прежнему хочется и тратить, и сберегать. Конечно, у каждой семьи свои потребительские стандарты. Структура потребления каждого человека может отличаться от среднестатистической, поэтому наблюдаемая инфляция обычно выше официальной. Вопрос лишь в том, приведут ли инфляционные ожидания к фактическому росту потребительских цен.