Амбиции и потенциал
АСИ проводит этот акселератор (своего рода программу развития) совместно с РАНХиГС при поддержке минпромторга России. Идея направлена на популяризацию технологического и кадрового потенциала российских компаний. Проще говоря, региональные предприятия учатся привлекать туристов, заодно рекламируя себя перед молодежью, определяющейся "кем быть". В Хабаровском крае к инициативе подключилось десять компаний. Среди них производители одежды, соков, мороженого, судостроительный и авиационный заводы, организации по золотодобыче и рыбопереработке.
Это уже второй подобный акселератор в России. Первый запустили в 2021 году, в нем были задействованы 30 субъектов страны, ДФО представляли Республика Саха, Амурская область и Камчатский край. Второй акселератор стартовал в 2022-м. По конкурсу отобрали 20 регионов, из дальневосточных прошли Забайкальский и Хабаровский края, а также Сахалинская область.
Итогом участия становится стратегический план мероприятий по развитию промышленного туризма на территории - новые туры и маршруты, экскурсионные программы с посещением производств. Это позволит, кстати, претендовать на федеральное финансирование в различных программах.
- У Хабаровского края есть амбиции и потенциал, который необходимо раскрывать. Предприятия региона могут быть интересны не только для школьников и студентов, но и для бизнес-миссий. В крае есть ТОР и индустриальные парки, а это работа с привлечением инвестиций. Сейчас региону нужно сделать последний рывок, учесть все рекомендации, подготовить сильную презентацию своего туристического продукта и защитить его в Москве перед экспертами, - отмечает директор дивизиона "Городская экономика" Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова.
Экскурсия с секретами
Один из участников акселератора - Хабаровский судостроительный завод. Сейчас здесь "обкатывают" производственно-техническую экскурсию - на представителях регионального правительства, руководителях турфирм и школьниках, студентах.
- На заводе строят как военные корабли, так и суда гражданского назначения. Важная задача - сделать экскурсии по подобным местам интересными, не нарушая режима секретности и безопасности, - отмечает первый замминистра туризма Хабаровского края Олег Лучин.
Гидов со стороны брать не стали - они нашлись на самом предприятии. Экскурсию проводит инженер по подготовке кадров Лариса Воробьева. Она работает на заводе 37 лет, пришла сюда сразу после окончания политехнического института. Рассказчик Лариса Геннадьевна потрясающий, каждое судно в ее повествовании имеет свой характер. Вот внушительный десантный корабль "Мурена", вот быстрый сторожевой "Меркурий", а вот "мультяшный" юркий буксир ледового класса. Она показывает макеты всех выпущенных за 70-летнюю историю завода судов, рассказывает их историю, проводит по площадкам, где они "зимуют" и их ремонтируют. Пожалуйте в корпусный цех - здесь возвышается несамоходный землесос проекта 4395. Предназначенный для дноуглубительных работ, он сможет работать по всей акватории Амура. Длина этой махины - 65,5 метра.
- Всего мы должны сделать четыре подобных судна, - рассказывает руководитель проекта Алексей Шабанов. - Вот этот закончим в 2024 году, передадим заказчику.
Такие экскурсии будут платными.
- Но однозначно недорогими! - подчеркивает Олег Лучин.
Цена должна учесть расходы: например, траты туроператора на организацию трансфера, завода - на покупку дополнительных средств защиты (тех же касок), работу экскурсовода. По словам Лучина, примерная стоимость таких туров - около тысячи рублей на человека. Будут ли приглашать иностранцев?
- Почему бы и нет? - говорит замминистра. - У крупных предприятий, в частности, оборонных, остро стоит проблема допуска и безопасности в целом. Но АСИ помогает выстраивать промышленные туры таким образом, чтобы экскурсии оставались интересными, однако при этом не нарушали требований секретности.
Воспитание лояльности
Илья Амирханов - живой ответ тем, кто считает, что подобные туры имеет смысл проводить только на крупных заводах. Владелец маленькой хабаровской фабрики мороженого, тоже включившейся в акселератор АСИ, организует экскурсии с 2014 года.
- На нас тогда вышли турфирмы и предложили: "Давайте мы приведем детей, вы покажете им фабрику". Мы искали возможность раскачать бренд, а потому не очень долго думали и согласились, - вспоминает Илья. - Так вся история и закрутилась.
Постепенно усложнялась программа, со временем появился пул экскурсоводов.
- Сегодня их у нас пятеро, нашли среди студентов, артистов и профессиональных гидов, - говорит Амирханов.
Длится экскурсия полтора часа. За это время группе расскажут об истории мороженого, о хабаровском бренде, дадут испечь вафельный рожок, до отвала накормят сладким лакомством, продадут сувенирную продукцию, проведут конкурс "Придумай свой вкус". Сколько зайцев при этом убито - трудно подсчитать. Здесь и реклама предприятия, и обратная связь с потребителем, и воспитание лояльных покупателей, и идеи новых вкусов, да, может, и вовсе "заманивание" будущих сотрудников.
А еще это деньги. Фабрика получает с человека 900 рублей. Группа - от 10 до 30 экскурсантов.
- За лето на рознице мы зарабатываем 2,5-3 миллиона рублей. А доход от экскурсий может составлять 800 тысяч рублей в год, - дает расклад Илья Амирханов. - Здесь, конечно, большая расходная часть, ведь и мороженого наши посетители едят много, и гидам надо платить.
Правда, как делается мороженое, увидеть нельзя: санитарные требования. На само производство никого не пускают - только в цеха, не работающие на данный момент. Поэтому руководство компании вынашивает план создания галереи, чтобы за стеклом был виден весь процесс.
На будущее у Ильи Амирханова, по совместительству председателя Дальневосточной ассоциации предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, есть идея - создать отраслевой кластер, в том числе и для развития промышленного туризма. Тогда появится большая экскурсионная площадка, где можно будет провести весь день, знакомясь с региональными производствами. Несбыточно? Расскажите это человеку, который умеет извлекать из рожка с мороженым сразу несколько видов дохода.