Скупщики в Германии сейчас дают за килограмм меди от четырех до шести евро. Металл воруют и на линиях электропередачи, и со стройплощадок, и прямо со складов. Пару недель назад, например, со складской площадки в Бобштадте в земле Гессен преступники вынесли медного кабеля на 20 тысяч евро. Однако железной дороге подобные инциденты наносят, пожалуй, наиболее серьезный ущерб.
Так, железнодорожное сообщение между саксонскими городами Циттау и Хагенвердер было нарушено более чем на полгода. Прошлым летом на этом участке воры вытащили из кабель-каналов несколько сотен метров медного провода, повредив заодно стальные опоры и перекрытия моста. Движение удалось восстановить только осенью, но ненадолго - провода снова украли, а мост опять повредили. В итоге линия заработала только в этом феврале, а общий ущерб составил около четверти миллиона евро.
Пример участка Циттау - Хагенвердер, конечно, исключительный - обычно движение удается восстановить за несколько дней или даже быстрее. Однако кражи металла на путях влекут за собой явно более серьезные последствия, чем были даже в случае нашумевшей в прошлом году диверсии, когда неизвестные перерезали два ключевых железнодорожных кабеля связи, но ничего при этом не украли. Проблемы с движением поездов тогда охватили всю северную часть Германии, однако уладить их удалось в течение дня. Между тем кражи в прошлом году стали причиной задержки или отмены в общей сложности почти пяти тысяч железнодорожных рейсов, а время опозданий поездов по этой причине в сумме составило 1850 часов.
По данным полиции, воровством цветмета в Германии промышляют как отдельные мелкие преступники, так и целые международные банды. В последнем случае металл часто сразу же отправляют крупными партиями за границу, и там он уже поступает в переработку. Воруют при этом как медный кабель, так и стальные элементы железнодорожных путей и даже целые стрелочные переключатели. Происходит все это не только на безлюдных перегонах, но и в самом Берлине. В прошлом августе в столичном районе Панков было похищено 30 метров железнодорожного кабеля, в результате чего парализованными оказались сразу несколько линий городской электрички. А в год таких случаев в Берлине и прилегающем к нему Бранденбурге насчитывается десятки.
Немецкий железнодорожный оператор Deutsche Bahn, конечно, пытается принимать меры, при этом даже весьма высокотехнологичные. Еще десять лет назад на пике воровства цветмета компания начала наносить на свои медные кабели невидимые метки искусственной ДНК - они позволяют определить как принадлежность самого металла, так и выявить преступников, а также те места, где они хранили или перерабатывали украденное. Но похоже, что метод оказался не слишком действенным. Число краж в середине прошлого десятилетия действительно сократилось, но и цены на цветмет тогда пошли вниз. Сейчас же цены растут и воровать тоже начали чаще.
Поэтому пока Deutsche Bahn продолжает бороться с ворами по старинке - с помощью сотрудников своей службы безопасности, численность которой в ближайшие пару лет в связи с ростом краж планируется увеличить на 500 человек. На перегонах, конечно, ставят и камеры, в том числе с тепловизорами и приборами ночного видения, а наиболее ценное оборудование запирают в специальные контейнеры. Но, как отмечает газета Berliner Morgenpost, на тех участках, где воруют чаще всего, железнодорожникам вместе с полицией нередко приходится просто сидеть часами в засаде, поджидая очередных охотников за дорогим металлом.