Ирина Антонова возглавила ГМИИ им.Пушкина в 1961-м и покинула пост президента музея только в связи с кончиной. Ею бесконечно восхищались. Ее огромный авторитет и невероятный опыт были непререкаемы. Она владела тремя языками, безупречно знала итальянское искусство, была влюблена в дело всей своей жизни. Ирина Александровна изменила представление общества о музее. Во многом благодаря ей ГМИИ им. Пушкина стал музеем мирового уровня. Это она привезла "Джоконду" в Москву в 1974-м, она же строила культурные мосты во время холодной войны.
Ко дню рождения уникальной Ирины Антоновой "РГ" вспоминает интервью с ней разных лет. 20 марта ей бы исполнился 101 год.
О потребностях
"Я за качественную человеческую жизнь, человек должен себя удовлетворять и в одежде, и в еде, и в условиях жизни. Но должен быть предел и главное - понимание, до какой степени тебе это необходимо. Человек должен развивать свое тело, душу, знания, талант".
Об одаренности
"Закон одаренности пока не открыт. Но я не думаю, что это капает с неба. Потому что с неба много что капает. Одаренность - это сочетание чего-то непостижимого в человеке, формула одаренности неизвестна. Но я уверена в том, что это не капает с неба".
О детской мечте
"Я, увы, поздно поняла, что хочу заниматься искусствоведением. С самого детства моей заветной мечтой было стать балериной. Я даже с мамой об этом поговорила. Но она сразу довольно жестко оценила мои возможности: "Ира, у тебя не те ноги, не то сложение. Какая из тебя балерина?" … Я, конечно, обожала балет, но про свои данные все уже поняла. Не получится из меня балерины - ладно. Но тогда, может, получится цирковая наездница? Не та, что просто скачет на лошади по кругу и выполняет всякие акробатические трюки, а та, которая танцует, стоя на спине у скачущей лошади! Мне почему-то казалось, что там - в цирке - не надо так хорошо танцевать, как в Большом".
О любви и зависти
"Зависть - очень мощная антисила. Но любовь сильней! Только поэтому, что она сильней, мир и держится. Недаром же один из самых главных образов, который проходит через всю историю мирового искусства - это образ матери. Понимаете, мать - синоним любви".
О генетике
"Моя природа, вероятней всего, это генетика. Моя мама прожила сто лет и пять месяцев и умерла на ходу. Она до последнего дня читала газеты пачками, я вечером приходила домой, она мне говорила: "Ты это обязательно прочитай, а на это не трать время", - и я с ней часто соглашалась".
О слезах
"Часто ли я плачу? Крайне редко, мои слезы связаны чаще всего только с искусством. Могла плакать, видя, как Галина Уланова гениально танцевала "Джульетту".
Об опыте
"Маяки? Нет у меня внутри никаких маяков, я буду цинична, но я сама себе маяк. Сама иду на свой свет, понимаю, что его осталось немного и понимаю, что он обречен погаснуть. Я должна доверять себе, своему опыту, и постараться по мере сил, сделать все, что я считаю важным".