По иронии судьбы - в день, когда в России принято чествовать Героев. Именно 20 марта 1992 года в нашей стране учредили "Золотую Звезду", как высшую награду за совершенный подвиг.
Таких, казалось бы, совпадений у Василия Васильевича в жизни хватало. Так, Решетников родился 23 декабря 1919 года. А спустя десятилетия это число стали отмечать в нашей стране как День дальней авиации.
Судьба словно уготовила этому человеку профессию летчика-стратега, будущего командующего Дальней авиацией. Причем командовал ею Решетников целых 11 лет. Да еще в самый, пожалуй, переломный момент ее развития - с конца 60-х до начала 80-х годов прошлого столетия.
Именно тогда в Советском Союзе взяли на вооружение дальние бомбардировщики Ту-22М и готовились принять сверхзвуковые ракетоносцы Ту-160. По воспоминаниям сослуживцев, Василий Васильевич лично участвовал в создании и испытаниях этих крылатых машин. В каком-то смысле подарил им долгую летную жизнь. "Туполевы" до сих пор в строю. А еще именно при Решетникове у ВВС появились мощные крылатые ракеты, способные нести ядерные боезаряды.
То, что сделал Василий Васильевич для Дальней авиации как летчик и командующий, трудно переоценить. Например, весной 1959 года экипаж его ракетоносца Ту-95 установил мировой рекорд в дальности полета по замкнутой кривой. Четырехмоторный турбовинтовой гигант преодолел за 21 час 15 минут без посадки 17 тысяч 150 километров.
Прежде, заметим, рекорд дальности полета принадлежал американцам. Наши пилоты во главе с Решетниковым превзошли их на 2700 км.
Еще одна героическая страничка в его биографии - участие в испытаниях атомной бомбы на Новой Земле. Он же совершил посадку на тяжелом бомбардировщике в море Лаптевых и активно занимался освоением арктических аэродромов на Земле Франца-Иосифа.
Путь в авиацию у Решетникова начался в 1936 году. Паренек в то время учился на рабфаке, но откликнулся на призыв "Комсомольцы - на самолет!". Незадолго до начала Великой Отечественной войны стал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков.
Всю войну пролетал на двухмоторном дальнем бомбардировщике Ил-4. Эти машины прославились тем, что на них советские летчики впервые бомбили Берлин. Василий Решетников был в их числе. Более того, он оставался единственным из остававшихся в живых тех героических пилотов.
За 307 боевых вылетов набрался бесценного опыта. Решетников бомбил немецкие аэродромы, порты, штабы, склады с оружием... Дважды его самолет сбивали. Василий каким-то чудом спасался, возвращался в родной полк и продолжал бить фашистов.
Вот строки из представления В.В. Решетникова к награждению орденом Красной Звезды: "1 марта 1942 года при выполнении ночного бомбардирования самолетов врага на аэродроме Балбасово (в районе Орши) уничтожил несколько самолетов противника и сделал до шести очагов пожаров.
На высоте 500 метров его самолет был атакован и сильно поврежден истребителем Ме-110. Сумел справиться с подбитым самолетом и привести его из глубокого тыла на свою территорию без помощи штурмана и после отказа моторов.
Посадил самолет на неосвещенное поле и оказал тяжело раненному штурману медицинскую помощь".
Спустя год с небольшим, 27 июня 1943 года, за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Василию Решетникову присвоили звание Героя Советского Союза. Парню в ту пору было всего 23 года.
Генерал-полковника в отставке Василия Решетникова не стало. Но он по-прежнему в строю. Ведь именно это имя с 1998 года красуется на фюзеляже красавца Ту-160 "Белый лебедь" - самого мощного в мире стратегического ракетоносца.
Как когда-то ставил мировые рекорды летчик Василий Решетников, так их сейчас ставит экипаж этого военного самолета. Как говорится, имя обязывает.