Центральный московский ипподром располагается в пяти километрах от Московского Кремля. Построен он в 1834 году, когда здесь еще была загородная территория. Призовые дорожки последний раз тут ремонтировали в начале 1990-х годов. А главный павильон, построенный после пожара в 1955 году архитектором Жолтовским, капремонта не видел вообще. И сейчас местами в нем видны обрушения конструкций, частично утрачена роспись потолков. На входных воротах отсутствуют детали, зрители на трибунах, прежде чем занять место, с опаской поглядывают на потолок - не упадет ли из его трещин на голову кусок бетона. Во многих помещениях на стенах следы минувших протечек крыши. Пару лет назад в морозную зиму еще и прорвало трубу отопления. Здание больше чем на сутки осталось без тепла: специалисты никак не могли залатать изношенную систему. К счастью, конюшен эта авария не коснулась, так как они расположены на другой стороне ипподрома. Впрочем, и у них еще тот видок: зеленая краска на постройках 1970-х годов облупилась, решетки денников проржавели. Но лошадиные морды за ними вполне довольные: у них сейчас есть главное - пять дней в неделю тренировки и каждую субботу - соревнования.
Впервые о реконструкции московского ипподрома заговорили лет десять тому назад. Но вопрос уперся в средства. Инвесторы были готовы профинансировать проект - в обмен на застройку части ипподрома элитным жильем. Зоозащитники не дали его реализовать. Потом была попытка избавиться от исторических беговых дорожек. Посягательства инвесторов прекратила Москомархитектура, включив объект в охранный список как памятник истории и архитектуры. И вот новый проект, представленный общественности.
"Территория имущественного комплекса ЦМИ является охранной зоной объекта культурного наследия регионального значения, - рассказал "РГ" президент АО "Росипподромы" Дмитрий Зайцев. - Главное здание, призовые дорожки, территория конюшенного комплекса останутся в своих сегодняшних границах. Никакая жилая и офисная застройка не предусмотрены утвержденной концепцией реконструкции".
Согласно проекту, сократится лишь на 200 метров тренировочная дорожка для рысаков. В центре поля появится парковка на сотни машин и манеж для конкура - сейчас там стоят рекламные щиты. Еще одно новшество - тоннели. Впервые такие подземные ходы опробовали при реконструкции парижского ипподрома. В Москве один тоннель предполагается создать для заезда на парковку машин, второй - для вывода лошадей, а третий для зрителей. Главный павильон отреставрируют под жестким контролем специалистов Мосгорнаследия. Внутренние помещения переделают под современное использование. Сохранится и хозяйственный двор: обновят постройки для фуража, ремонта качалок, лазарет, ветклинику и многое другое. Конюшни тоже станут современными. "Наша задача - вернуть ипподрому славу, сделать его снова точкой притяжения для москвичей".
Понятно, что лошадям не место на стройплощадке, в которую на время превратится ипподром. По словам Зайцева, скаковые и спортивные лошади уже выехали, их конюшни начали разбирать. До конца марта должны перебазироваться еще около 500 голов племенных лошадей рысистых пород. На вопрос "РГ", куда именно, Дмитрий Зайцев ответил, что этим занимаются владельцы коней, так как у самого ипподрома животных нет. "Готовятся для приема лошадей рысистых пород на ипподромах в Раменском, Воронеже, Тамбове, Ульяновске, Казани, Орле и других - пояснил он. - Например, на Раменском ипподроме в Подмосковье отремонтировали существующие конюшни и строят еще две новых на 374 головы рысистых лошадей. Введены в эксплуатацию 100 денников в Воронежском ипподроме, еще 200 готовятся к вводу, там же планируется создать всепогодную дорожку. Большинство тренеров и коневладельцев определились с местом нового постоя и тренинга лошадей".
Однако оставшиеся владельцы утверждают, что ехать им особо некуда. "Лошадь - не автомобиль, - напоминает один из собственников коней Валерий Гаврилин. - Ей нужны тренировки, иначе испортится здоровье, потеряется спортивная форма. А где искать для этого дорожки?". Еще один наездник и тоже коневладелец Георгий Макаревич считает, что проблем было бы меньше при поэтапной реконструкции. "Места в денниках хватило бы, но главное остались бы тренировки", - говорит он. Опасается, что выселение животных нанесет ущерб племенной работе и спортивным карьерам и представитель конезавода Казакова Мария Томчина.
Однако в АО "Росипподромы" уверены, что трагедии нет, в стране работают десятки ипподромов, где постоянно ведутся тренировки, проходит до 80 процентов спортивных мероприятий всероссийского уровня. За два с половиной года руководство акционерного общества обещает завершить реконструкцию и в 2025 году открыть Центральный московский ипподром в обновленном виде. Владельцы орловских рысаков - породы, которой в 2026 году исполнится 250 лет, очень хотят в это верить.