Итоги кризиса продаж
Центральный банк прогнозирует постепенный рост потребительской активности. В ПФО розничные продажи в результате экономических потрясений 2022 года упали на 4,6 процента. Впрочем, по данным Росстата, это меньше, чем в среднем по России (6,7 процента). Весомый вклад в падение российской розницы внесли столичные регионы: Московская область (-14,9 процента), Санкт-Петербург (-12,5 процента) и Москва (-9,7 процента).
Со второй половины 2022 года потребительская активность в ПФО начала постепенно расти. В январе 2023 года спад в рознице сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 2,3 процента.
Как ведут себя покупатели в Приволжье
В разных регионах ПФО присутствует разнонаправленная динамика. Важные для всего сезона предновогодние продажи декабря 2022 года в сопоставимых ценах в Башкортостане, Мордовии и Пензенской области даже вышли в небольшой плюс, а в Удмуртской Республике повторили результат последнего месяца позитивного 2021 года.
В Нижегородской области наблюдался стабильный восходящий тренд. Если декабрь этот регион по показателю продажи товаров закрыл с падением в 3,9 процента, то в январе разрыв снизился до 2,6. В январе нижегородцы потратили на товары 80,2 млрд рублей.
Крупнейший потребительский рынок в ПФО - Татарстан - продемонстрировал несколько иную модель потребительского поведения. Предновогодние продажи там составили лишь 115,2 млрд рублей: падение на 8,5 процента на фоне роста в предыдущие месяцы. Однако уже январь показал возвращение на траекторию восстановления - всего -1,9 процента (99,2 млрд рублей). Аналогично вели себя покупатели в Оренбуржье, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Марий Эл.
Несколько особняком от трендов стоит Кировская область. Праздничные распродажи там явно не задались. Декабрь оказался на 11,2 процента хуже, чем в 2021 году. Однако в январе вятские покупатели не восстановили свою активность. За первый месяц текущего года они оставили в магазинах лишь 20,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8 процента меньше, чем годом ранее, и является худшим в ПФО результатом.
Не перегнуть палку
В мартовском докладе управления Центробанка по Волго-Вятскому региону сделан акцент на сохранении высокой склонности населения к сбережению. Впрочем, сейчас эта тенденция во многом выражена в том вкладе, который в розничные продажи вносит кредитование.
Показательно, что в ПФО на этапе разгона потребительского рынка доля розничных продаж, которая оплачивается за счет роста задолженности по потребительским кредитам, приближается к 9 процентам. Так было в апреле 2019-го и мае 2021 года. В эти месяцы долги частных лиц перед банками по кредитам (за исключением жилищных) были 39,7 и 46,1 млрд рублей соответственно. Напротив, в кризисные периоды население предпочитает гасить свои долги, а банки неохотно выдают новые кредиты.
С марта по май 2022 года ЦБ РФ зафиксировал снижение задолженности. Под начавшийся летом прошлого года рост потребительской активности подставили кредитное плечо. В августе каждая 22-я покупка совершалась за счет увеличения закредитованности - рост задолженности обеспечил 4,54 процента розничных продаж.
Однако это примерно в два раза меньше, чем в периоды максимальной кредитной активности. В декабре, когда задолженность частных лиц перед банками в ПФО выросла до 5 млрд рублей, пропорция была примерно такой же.
Сейчас главный финансовый регулятор отмечает формирование позитивных тенденций. Оптимизм у финансистов вызывает в первую очередь рост доходов населения ПФО и постепенное снижение такого явления, как неполная занятость. Однако восстановление розничных продаж вряд ли будет носить взрывной характер.
Эльвира Набиуллина, председатель ЦБ РФ:
- Потребительская активность остается сдержанной. Мы ожидаем ее постепенного расширения. Этому будет способствовать три фактора. Во-первых, снижение мотивации к сберегательному поведению. Пока люди все еще продолжают формировать подушку безопасности. По мере снижения общей неопределенности и при достижении некоторого комфортного объема сбережений мотивация к накоплению дополнительного запаса денежных средств может снизиться. Во-вторых, стимулом для расширения потребительского спроса будет рост заработных плат и доходов. В-третьих, люди со временем начнут привыкать к новому товарному ассортименту.