Сергей Смирнов, автоэксперт, юрист, заместитель главного редактора радио "Автодор":
Ранее уже обсуждалось предложение Владимира Колокольцева объединить все камеры в единую сеть, чтобы можно было контролировать движение любого автомобиля по стране. Об этом пишет "Российская газета".
Однако вопрос по-прежнему состоит в том, насколько эта система будет эффективна. У меня, честно говоря, есть большие сомнения в том, что она на сто процентов протестирована и запущена. Если бы отслеживание действительно безукоризненно работало, у нас в стране раскрываемость угонов и краж автомобилей была бы в разы больше, а сотрудники полиции с легкостью бы отслеживали преступников. Конечно, за исключением машин, которые мошенники в контейнерах каких-нибудь перевозят. Учитывая же, что статистика раскрываемости угонов фактически не поменялась в лучшую сторону, можно сделать вывод, что полной гарантии камеры не дают.
А в качестве идеи единая инновационная сеть камер "Паутина", безусловно, прекрасна. Хотя не удивлюсь и тому, что кое-кто из наших граждан возмутится таким полным контролем за их геолокацией.
На мой взгляд, бояться, что за нами следит некий "большой брат", абсолютно не стоит. Ведь если человеку нечего скрывать, чего же прятаться? Все работает так же, как и с водителями, которые соблюдают правила. Мне, например, абсолютно все равно: следят за мной или не следят, если я добросовестный участник дорожного движения. Да и к тому же, если вдруг какая-то сложная ситуация случится на дороге или чей-то автомобиль будет угнан, - оперативное взаимодействие сотрудников полиции и подключение вот этой "паутины" всех камер помогут найти и выловить угонщика или разрешить спор на трассе. А если мы говорим о поиске какого-то преступника, скрывающегося от полиции, тем более это было бы очень важно.
Понимаете, главное, чтобы все было не на словах, чтобы это не было голословным намерением, а действительно включилась рабочая система поиска нарушителя.
Впрочем, промахи могут быть и в налаживании информационной структуры. Особенно учитывая предыдущий опыт запуска проекта по проверке наличия полисов ОСАГО через камеры на автодорогах. Там с IT пока что неполадки достаточно серьезные. И по эксперименту понятно, что чем больше обмен данными, тем больше система обрабатывает, тем больше может быть недочетов и перегруза. Ну и, конечно, стоит учитывать технические сбои.
Или проблему нечеткости изображения камер. Скажем, когда ехал автомобиль BMW белого цвета, а превратился в "Ладу", и человека неоправданно обвинили. Вот если эти сведения подключат в общую сеть данных, ошибки могут быть исправлены.
Есть еще и вопрос кадров. Кто будет заниматься оперативным исследованием всей этой информации? Человек, на которого подвешено по сто запросов каждую секунду, просто физически не справится с их обработкой.
Как я понимаю, в систему сотрудники полиции и спецслужб смогут зайти по электронной подписи. Нужно обеспечить "паутину" кадрами, которые могли бы в абсолютно спокойном режиме внимательно этим заниматься. Я не знаю, насколько сейчас укомплектован штат министерства внутренних дел, но хотелось бы, чтобы не случилось такого, что на проверку серьезной ситуации на дорогах у сотрудника было бы только пять минут.