За вклад в развитие театрального искусства награжден режиссер-постановщик Айдар Заббаров.
"Заббаров пять с небольшим лет в режиссуре, но уже поставил пять спектаклей в лучших театрах страны. Ставил он и классику: Толстого, Чехова, Достоевского. Пробует браться и за современную драматургию, в частности за работы Евгения Водолазкина. Очень перспективный молодой человек", - прокомментировал награду Владимир Ильич.
За серию произведений, посвященных выдающимся представителям русской культуры, награждена скульптор Екатерина Пильникова. "Ее работы произвели на меня огромное впечатление, - сказал Владимир Толстой. - Я открывал бюст Льва Толстого в Сеуле ее работы. Лев Николаевич не очень любил памятники, да и мы в семье скептически относимся к ним. Но этот бюст поразил, настолько выразительным он получился. Пильниковой удается отразить внутренний характер хрестоматийных для нас людей".
За вклад в развитие и популяризацию хореографического искусства награжден артист балета, директор Театра оперы и балета Севастополя Сергей Полунин.
"Полунин много работает как постановщик балета. Буквально на днях у него премьера балета "Мастер и Маргарита", - сказал Владимир Толстой и добавил, что все лауреаты - очень яркие представители нашей культуры.
За вклад в развитие детского отечественного кино премией награжден Александр Галибин.
"За последние несколько лет страстью Александра Галибина стали фильмы для детской аудитории, - отметил Владимир Толстой. - Своими работами он возрождает лучший опыт детского кино прошлых лет".
За вклад в эстетическое и патриотическое воспитание детей и подростков награждены сразу два человека: руководитель заслуженного коллектива народного творчества хореографического ансамбля "Радость" из города Севастополя Виктор Гоцуленко и художественный руководитель заслуженного коллектива народного творчества ансамбля танца "Радость" Лариса Феоктистова из города Мурманск.
"Когда пришли эти две заявки мы поняли, что в этих городах живут два коллектива с одинаковым названием, - рассказал Владимир Толстой. - Они сами только в этот момент узнали друг о друге. Мы не могли не объединить их в этой номинации. Это удивительное стечение обстоятельств. Коллективы существуют более 40 лет, более 6 тысяч воспитанников у каждого. Это первый случай, когда два самостоятельных коллектива объединены в одну номинацию. Среди их воспитанников есть даже космонавт из Севастополя - Антон Шкаплеров, который снимался вместе с Юлией Пересильд в фильме "Вызов".
За вклад в развитие отечественного анимационного искусства, фактически за создание жанра музыкального мультфильма и просветительскую деятельность награждена режиссер Инесса Ковалевская. "Она стояла у истоков музыкальной мультипликации - "Бременские музыканты", "Катерок", "Как львенок и черепаха пели песню" - все эти мультфильмы и по сей день актуальны", - отметил Владимир Ильич.
Учитывая плотность повестки президента на ближайшие дни, награды найдут героев, как только у Владимира Путина будет возможность встретиться с лауреатами.
Справка "РГ"
Премии президента для молодых деятелей культуры вручаются с 2011 года. Награда вручается талантливым и неординарным молодым людям в возрасте до 35 лет. С 2020 года размер премии составляет пять миллионов рублей. В этом году на соискание награды было подано 11 заявок.
Айдар Заббаров: Главное в спектакле - человек
Айдар Заббаров известен постановками не только в родном Татарстане: его спектакли идут и на столичных площадках, от МХТ им. Чехова до "Современника". Почти все его постановки связаны с произведениями классиков. Дипломной работой стал спектакль "И это жизнь" по Гаязу Исхаки. Позже появились "Белые ночи" Достоевского в МХТ им. Ч ехова, чеховская "Попрыгунья" в Вахтанговском театре.
- Айдар Заббаров - самостоятельная творческая личность, - отмечает Нияз Игламов, советник министра культуры Татарстана. - Но нельзя не сказать о его учителях. Фарид Бикчантаев, главный режиссер Театра Камала,благословил Айдара на занятия режиссурой. Потом Айдар поступил на курс Сергея Женовача, где педагогом был Юрий Бутусов. Эти мастера и сформировали творческий метод, эстетику и мировоззрение молодого режиссера.
"Айдар выбирает прозаические произведения, сам делает инсценировки. И даже если ставит пьесу, как в случае с "Пеплом" японца Коки Митани в Театре Камала, то все равно прослаивает ее авторскими вставками".
Айдар Заббаров много работает в жанре документального театра. Вместе с журналисткой Гульчачак Шайхутдиновой он ездил по деревням, собирал рассказы жителей об истории их семей. Результатом стал спектакль-дилогия "Я не вернусь" в Театре Камала.
Сергей Полунин: Новые горизонты
Четырехлетним его отдали заниматься спортивной гимнастикой. Затем он поступил в Киевское хореографическое училище и в 12 лет был замечен на конкурсе артистов балета имени Сержа Лифаря, а еще через год очутился в Школе Королевского балета в Лондоне. В 16 лет стал финалистом конкурса Prix de Lausanne, открывающего любые двери, и остался в Лондоне, чтобы перейти в Ковент Гарден и стать самым молодым премьером в истории труппы.
С 2012 года стал премьером МАМТа, Новосибирского театра оперы и балета, Баварского государственного балета. В досье Полунина обширный список работ в кино, клипах, рекламе. В последние годы артист выступает на сцене "Крокус Сити Холла", Барвихи Luxury Village, ММДМ, с его программы Satori начались балетные вечера в "Зарядье". Диапазон поводов для балетов - от стихов Галича до музыки Пахмутовой, от Стравинского до Адриано Челентано. В 2019-м Полунин опять удивлял Лондон в роли Распутина, а в текущем сезоне - Москву в роли Данте. Сергей Полунин руководит Академией хореографии в Севастополе и Севастопольским театром оперы и балета, у которого пока нет здания и труппы, но уже есть много планов.
Инесса Ковалевская: Смех и радость
Мультфильмы, снятые Ковалевской, покорили сердца нескольких поколений. Все ее работы на редкость поэтичны и мелодичны. Говоришь: "Бременские музыканты" - тут же вспомнишь песенку разбойников. Фирма "Мелодия" на волне успеха выпустила пластинку с музыкальными композициями из фильма, и она разлетелась тиражом в 28 млн экземпляров.
Обращалась она и к народному творчеству, сняв фильм "Русские напевы", и к классической музыке, экранизируя произведения для детей Чайковского, Глинки, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича, Грига.
1 марта Инесса Алексеевна отметила юбилей - 90 лет. Жизнь она посвятила детям, создав множество шедевров. Обучалась в музыкальной школе и собиралась поступать в Школу имени Гнесиных, но началась Великая Отечественная. Позже окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров и стала режиссером студии "Союзмультфильм".
"Творчеству Инессы Ковалевской свойствен новаторский подход, - говорит Юрий Норштейн. - Ее мультфильмы - работы, выполненные в разных стилях, с их удивительной простотой, сложностью, трогательной наивностью, но неизменно талантливо и высокопрофессионально. Таким творцам не страшно доверить детей - там и уму, и сердцу, "смех и радость мы приносим людям".
Александр Галибин: Дети везде талантливы
Александр Галибин, известный зрителю по роли Мастера в булгаковской экранизации Владимира Бортко, войдет в историю российской культуры и как один из реаниматоров детского. За семь лет у него вышло пять фильмов. Среди удач - "Моя ужасная сестра" и "Сестренка" по повести Мустая Карима.
Почему вы решили заняться детским кино?
Александр Галибин: Хотел отдать дань поколению родителей. Показать, какими были отношения между людьми, пережившими войну, блокаду, рассказать на примере этого поколения, что такое любовь, дружба, мать, отец... Мне в руки попался сценарий "Золотая рыбка", который отвечал моим желаниям. Это история о женщине с детьми, эвакуированной в Киргизию. С этим сценарием я носился десять лет. А когда фильм сняли, возникло чувство недосказанности. Вскоре мне попалась заявка по повести Мустая Карима "Радость нашего дома" про осиротевшую украинскую девочку, которая обретает новую семью в башкирской деревне. Я буквально влюбился в этот материал. Пришел с заявкой к генеральному продюсеру компании "Мотор" Дмитрию Фиксу, нас поддержал Фонд Мустая Карима - и все завертелось. Получился фильм "Сестренка", который, кажется, посмотрел каждый второй житель Башкирии, а президент республики, минуя все правила, дал мне звание народного артиста республики. До сих пор этому поражаюсь.
И вы вошли в азарт? Каждый год - по фильму.
Александр Галибин: Я увлекся работой с детьми - оказалось, что это важно. Я даже думаю, что это и есть национальная идея - дети и все, что связано с их жизнью, а значит, с нашим будущим. В 90-е была разрушена система координат детского кино. Пришло сплошное развлечение, а главное исчезло - мы перестали с детьми с экрана разговаривать на их же языке, и это сыграло злую шутку. Поэтому я все время думаю, как заполнить эту несправедливо забытую нишу.
На этом пути многие сталкиваются с сопротивлением: то нет денег, то проблемы детского кино в прокате...
Александр Галибин: У меня нет сопротивления. Я стал находить единомышленников. Да, индустрия разрушена, но она восстанавливается.
Ваши фильмы рассказывают о детях разных национальностей, вы в этом видите какую-то особую миссию?
Александр Галибин: Мне повезло - помимо Башкирии и Киргизии, я снял в Дагестане "Приключения маленького Бахи" и понял: детские проблемы везде одинаковы. И все, что связано с детьми, связано с пониманием семьи и рода, с тем, что такое любовь, что такое отношение родителей к детям, что такое отношение детей к родителям. .
О чем ваш новый фильм?
Александр Галибин: Он называется "Сыроежки", по киноповести Ксении Драгунской. Два года назад она позвонила: "Саша, только ты можешь снять это кино". Я прочитал, опять влюбился, и мы стали работать. Потом Ксюши не стало, но мы продолжали работать. Я закончил режиссерский сценарий. Это будет картина о подростках - тоже очень важная и волнующая всех тема.
Подготовили Инга Бугулова, Олег Корякин (Казань), Василиса Линовая, Анастасия Скорондаева, Максим Васюнов