Представители калининградского металлургического кластера новость об упрощении экспорта лома черных металлов восприняли с энтузиазмом. По сути, он является стратегическим сырьем как для самих металлургов, так и для строительного бизнеса, ведь от цен на металлолом напрямую зависит стоимость той же арматуры. Из-за сложной калининградской логистики, малейшие изменения в которой сразу отражаются на стоимости стройматериалов и металлопроката, любая возможность сэкономить или заработать воспринимается бизнесом на ура. Новые правила, установленные кабмином, не только упростят таможенные процедуры для вывоза отходов и лома черных металлов, но и позволят калининградским компаниям получать доход с экспорта, который раньше в регионе практически отсутствовал.
- Весь металлолом, который получали резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области, таможенные органы рассматривают как иностранные товары в случае их вывоза на остальную часть территории ЕАЭС, - рассказала министр экономического развития, промышленности и торговли региона Вероника Лесикова. - Если мы захотим доставить их из эксклава на основную территорию России, то нужно будет придать лому черных металлов соответствующий статус и заплатить таможенные сборы. По этой причине калининградский металлолом в другие регионы страны практически не вывозился.
В конце прошлого года федеральный центр вводил квоты на экспорт отходов и лома черных металлов. Таможенные пошлины после этого увеличивали, а ограничения продлевали. Новые тарифы будут действовать до 30 июня 2023 года. При этом объемы экспорта заметно уменьшили - с 1,35 миллиона тонн до 600 тысяч тонн. Размер ставки составляет пять процентов, но не менее пяти евро за тонну.
- С российскими производителями металла ситуация вообще непростая. Даже в условиях закрытых границ и угрозы остановки доменных печей заводы особо не стремятся наладить сотрудничество с Калининградом. Желания включаться в сложную логистическую коммуникацию с нашим "островом", несмотря на падающие цены на металл, у россиян нет. В итоге организацию всей схемы поставки калининградские металлообработчики берут на себя и несут за нее риски, - прокомментировал вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов. - Зато бизнес Республики Беларусь очень рад закрыть потребности калининградских металлообработчиков. Работать с соседями нам в разы выгоднее, чем с российскими заводами, хотя сейчас пробуем разные направления, разделяем потоки металла и тестируем все доступные способы поставок.
Вздохнут легче в перспективе и представители строительной отрасли Калининградской области. Из-за того что цемент попал в санкционные списки Евросоюза, самый западный регион России сегодня крайне зависим от морских поставок стройматериала. Чтобы решить эту проблему, в регионе планируют построить собственный цементный завод. Проектом уже заинтересовался инвестор. Стопорит процесс клинкер, необходимый для изготовления цемента. Собственного производства в регионе нет, поэтому поставщика ищут в "большой" России и зарубежных странах. Как только этот вопрос решат, можно будет приступать к строительству завода.
При этом в регионе уже произвели пробную партию наноцемента. Для этого в клинкер добавили особые компоненты, повышающие качество стройматериала. После тестовых испытаний производитель выяснил, что по техническим характеристикам цемент получился лучше того, который традиционно используют на стройках. После запуска завода цена на строительный материал в регионе, по прогнозам экспертов, существенно снизится.
Что интересно, в середине прошлого года власти региона отмечали малую привлекательность проекта для инвесторов. Предполагалось, что завод будет нерентабельным из-за дорогого сырья. Однако позднее на фоне проблем с поставками строительных материалов к проекту решили вернуться.