И если когда-то малый бизнес был почти полностью сконцентрирован в секторе "купи-продай", то теперь успешно развиваются производственные проекты в разных отраслях. Благодаря возросшему спросу на локальную продукцию и низкой конкуренции на внутреннем рынке многие успешно реализовали свои замыслы. К примеру, дизайнер Александра Белоусова открыла студию пошива одежды больших размеров.
- За год я преодолела путь от швеи-надомницы до основателя собственного бренда. В феврале 2022-го я пришла с идеей в верхнепышминский фонд поддержки предпринимательства, а затем выиграла грант минсоцполитики на бизнес-проект - 215 тысяч рублей - и купила оборудование. Поскольку ко мне часто обращались клиентки с пышными формами, я выпустила линию одежды для них, - рассказывает предпринимательница, работающая как самозанятая.
Благодаря победе в конкурсе Свердловского областного фонда поддержки предпринимателей (СОФПП) ее изделия разместили в мультибрендовом бутике "Имена" в одном из ТРЦ Екатеринбурга. Одежду там разбирают быстро, так как аналоги в магазинах масс-маркета потребителей устраивают меньше. Чтобы удовлетворить спрос, Александра хочет масштабировать бизнес, наняв сотрудников, а еще поучаствовать в уральской Неделе моды.
В целом за прошлый год зарегистрировали свое дело 513 свердловчан, а мерами поддержки СОФПП воспользовались 9000 субъектов МСП и самозанятых. Одной из самых популярных мер стали поручительства фонда, которые позволили бизнесу, в том числе из других регионов, привлечь почти 14 миллиардов рублей кредитных средств. Например, этим инструментом давно пользуется компания, торгующая товарами для дома и сада.
- Данная услуга носит не просто финансовый, а репутационный характер: банк видит, что предприниматель крепко стоит на ногах, и может снизить коммерческую ставку, - отмечает Михаил Мялик, учредитель и директор "Мегаполюса". - Через фонд я также начал сотрудничать с инвестиционной платформой "ВДело", где малый бизнес привлекает деньги на развитие.
На фоне ухода зарубежных поставщиков Михаил решил запустить производство не только мелких товаров, но и мебели. Его компания заключила контракт с российской сетью гипермаркетов продукции для дома. Предприниматель считает, что бизнесу в сфере услуг необходимо объединяться для успешного продвижения совместных проектов. Однако прежде нужно создать площадку для коммуникации в b2b-секторе.
В фонде отмечают, что уральские коммерсанты стали активнее стремиться выйти на международный рынок и найти там партнеров. На Среднем Урале в сегменте МСБ 1700 экспортеров, 92 из них в минувшем году оформили зарубежные контракты на 83,4 миллиона долларов при содействии центра поддержки экспорта СОФПП. Главным вызовом для них стали санкционные ограничения и удорожание логистики.
- Год назад мы заключили контракт с европейским партнером, и отгрузки продолжаются до сих пор. Мы поставляем семена льна, которые пользуются высоким спросом в странах Европы и Азии. Не все покупатели берут транспортные расходы на себя. Сейчас мы выходим на рынок Китая - основного импортера льна, куда продукцию нужно доставлять самостоятельно, - поясняет Елена Дорожкина, руководитель направления по внешнеэкономической деятельности компании "Восток".
К счастью для бизнеса, софинансирование логистических затрат наших поставщиков продлили до конца 2023 года. В целом же фонд планирует сохранить общий объем финансовой поддержки на уровне 2022 года, когда в рамках нацпроекта МСП в регион было направлено 361,2 миллиона рублей из федерального и областного бюджетов.
Между тем
В Екатеринбурге открыли вторую очередь креативного кластера "Домна" - ее площадь составила 400 квадратных метров. Это два новых зала, где разместился лекторий со сценой, зоны делового общения и т. д. На новой площадке уже состоялся модный показ. В этом году в "Домне" проведут 300 различных мероприятий для бизнеса.