Представляя в Российском госархиве литературы и искусства новый трехтомник "История российской кинематографии", один из его авторов и вдохновитель, историк кино Валерий Фомин подчеркнул: "Историю кино у нас всегда рассматривали как историю искусства. А ведь это явление многосоставное - тут и политика, и производство, и прокат, и обучение специалистов. Если хоть в одном звене происходит сбой - это передается всей системе и сказывается, в конце концов, на качестве репертуара, того самого искусства...".
Коллектив единомышленников Фомина впервые в отечественном киноведении взялся комплексно проанализировать российское кино с позиций истории киноотрасли в целом. Охватывали самые разные стороны - от проблем управления до репертуарной политики, от правил набора в труппы до обстоятельств выхода на экраны.
Историю кино разбили на исторические периоды, поделили между специалистами-киноведами и рассказали о ней по продуманной Фоминым структуре.
Эмоциональные, аналитические, политические и производственные (в каждом временном отрезке есть свой раздел "Кинопроизводство") эпизоды перемежаются в трех книгах документами, наглядно иллюстрирующими события и факты.
- Я писала по материалам, которые предоставлял Валерий Иванович Фомин. Работой в архивах занимался именно он, - рассказала Марина Косинова, сотрудник центра кинообразования и экранных искусств ВГИК, занимавшаяся периодом с 1968-го по 1991 годы. - У меня дома лежали толстые папки с документами. Рассказывая, например, о фильмах Тарковского, я изучала стенограммы худсоветов, операторские раскадровки, протоколы обсуждения в Госкино...
Как и по каким причинам попадали "на полку" фильмы - и уже отснятые, как "История Аси Клячиной" Кончаловского или "Агония" Климова, и те, что остановили перед самым запуском, как несбывшиеся ленты Данелии по лермонтовскому "Хаджи Мурату", Бондарчука по "Тарасу Бульбе", Михалкова о Грибоедове. По мнению авторов, ни в одной стране система кино не меняла столько раз своего устройства, как у нас - от рыночного в начале прошлого века ко временам диктатуры пролетариата, потом к нэповским, потом опять... Как все это происходило - и описано в новой "Истории российской кинематографии".
- В нашем прошлом осталось редкое кинобогатство, - подвела итог одна из авторов, Ирина Гращенкова. - И надо обращаться к прошлому, как к возможности делать будущее.