Интервью главный конструктор дал еженедельнику "Звезда". Он отметил, что в настоящее время по проектам ЦКБ ведется серийное строительство стратегических атомных подводных ракетоносцев четвертого поколения и неатомных подводных лодок проектов 636 и 677. Техзадание - это продукт совместной работы министерства обороны РФ, его научных институтов и конструкторского бюро. Благодаря творческому подходу, создаются эффективные боевые проекты, с надежными, технологическими и экономическими характеристиками.
Создание подводных лодок существенно отличается от создания других видов вооружения, считает главный конструктор ЦКБ. Длительный цикл производства головной подводной лодки и большой объем работ исключает возможность серийного строительства после завершения отработки головного корабля и выявления его достоинств и недостатков. Строительство серийных кораблей начинается до завершения испытаний головного. Кроме того, головной корабль, как правило, ведут параллельно с созданием комплектующего оборудования, а значит, уточняются проектные данные. Эти изменения конструкторы оперативно учитывают в документации.
Если возводится серия, то каждый последующий корабль стараются сделать лучше предыдущего. Это связано в том числе и с появлением нового оборудования, особенно в части электроники. Возникают какие-то предложения и на испытаниях головного корабля. Любое тактико-техническое задание содержит разделы по удобству работы и жизни на корабле. И конструкторы делают так, чтобы экипажу было удобно нести службу на боевых постах, перемещаться по субмарине, комфортно и безопасно на ней находиться.
План испытаний определяют с учетом прогнозов погоды, занятости полигонов и сил обеспечения. Представитель проектанта участвует в них, фиксирует и анализирует результаты. "В море ты ощущаешь подводную лодку как единый живой организм и вместе с личным составом, сдаточной командой завода и контрагентами, государственной комиссией оцениваешь ее во всех деталях и во всем многообразии взаимодействия технических средств. Все это я пережил на головном "Борее-А", на котором выходил несколько раз", - сказал Владимир Чернецов.