26.03.2023 13:03
Общество

Аварии и ЧС в арктической зоне: ученые-эксперты исследуют риски, способы защиты и спасения

Текст:  Александр Емельяненков
Полторы сотни экспертов, которых привлекает под свои знамена МЧС России, будут "оценивать и анализировать" все происходящее в рамках межведомственных опытно-исследовательских учений в арктической зоне. А начались они в воскресенье, 26 марта, в Нарьян-Маре, откуда стартовала специальная экспедиция.
Читать на сайте RG.RU

Ей предстоит пройти 1,6 тысячи километров по территории трех арктических субъектов России и 7 апреля финишировать в Салехарде. За двенадцать суток экспедиции, рассказали в день старта ее организаторы, планируется испытать и апробировать два десятка новейших и перспективных образцов техники, а также различное оборудование, экипировку и снаряжение.

В Нарьян-Маре стартовала специальная опытно-исследовательская экспедиция МЧС России

Но самое важное ожидают на финише: 6 и 7 апреля в девяти регионах России - от Карелии до Чукотки - пройдут крупномасштабные межведомственные учения "Безопасная Арктика-2023". И вот в них, сообщает МЧС, будут задействованы органы исполнительной власти более 20 субъектов Федерации, руководители крупных госкорпораций, а также представители девяти стран, в том числе Африки и Латинской Америки, "которым интересны технологии и техника, способные работать даже в Арктике".

Продукты для Арктики. Правительство отметило создателей новых пищевых технологий

Чем и как объясняют организаторы такой размах? В арктической зоне России, напоминают нам, размещены атомные электростанции, пункты базирования атомных ледоколов и атомных субмарин ВМФ, химически опасные и взрывопожароопасные объекты, а также важные элементы коммуникаций, которые могут стать источниками ЧС техногенного характера.

Могут стать и, увы, становятся. В среднем за год в границах российской арктической зоны происходит более ста чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. И что особенно беспокоит - отмечается рост количества ЧС техногенного характера, среди которых доминируют транспортные аварии (30 процентов), взрывы и пожары технологического оборудования (24).

И если принять в расчет, что в ближайшие десятилетия все больший объем добычи углеводородного сырья будет производиться на шельфе арктических морей, а грузопотоки на трассах Севморпути кратно возрастут, то важно заранее рассчитать возрастающие риски, позаботиться о профилактике ЧС и мерах реагирования, когда беда все-таки случается.

В ходе начавшихся учений предстоит проанализировать и решить 118 опытно-исследовательских задач такого рода. А 36 из них, как уверяют, уже сейчас "заточены на практику". Со всем этим и будет разбираться сборная команда ученых.

Наука Нарьян-Мар