Ничего нового!
Новые санкции против нарушителей санкций - это своеобразное признание того факта, что прямые санкции в отношении России уже исчерпаны, в связи с чем ЕС и переходит к репрессиям преимущественно в отношении ее деловых партнеров. Такая политика уже де факто проводится Соединенными Штатами, но сейчас она получила официальное одобрение в качестве генеральной линии Евросоюза.
В рамках 10-го пакета санкций 9 марта 2023 года США ввели меры против китайских компаний Koto Machinery, Raven, Guilin Alpha, S&C Trade и Caspro за предоставление или даже попытку предоставления финансовой, материальной, технологической или иной поддержки иранскому производителю дронов HESA, который в свою очередь сотрудничает с Россией. Таким образом, санкции уже распространялись не только на второй, но и на третий контур "врагов цивилизованного мира". Теперь эту традицию окончательно поддержит и ЕС.
Политика санкций по-европейски
Подготовка 11-го пакета санкций началась через месяц после введения 10-го пакета, что несколько нарушает традицию последних семи месяцев. Например, за пять месяцев после начала специальной военной операции России на Украине было принято семь пакетов санкций (в среднем один пакет каждые полтора месяца), тогда как после этого сроки их подготовки удлинились и составляли примерно 2,5 месяца на один пакет. Теперь снова наметилась спешка, когда Европа начинает штамповать санкционные пакеты буквально каждый месяц. Совершенно очевидно, что столь быстро разрабатываемые меры не могут быть хорошо продуманными и эффективными. В данном случае мы можем наблюдать эффект следования ЕС в фарватере политики США путем синхронизации своих санкционных действий. Именно этим обстоятельством и объясняется истеричность новых инициатив Евросоюза.
В более общем контексте само число санкционных пакетов является курьезным. Можно сказать, что эти меры готовятся уже в плановом порядке и отражают сложившуюся год назад дурную традицию. Жизнь показала, что уже введенные 10 пакетов совершенно не меняют политических решений Москвы и слабо влияют на экономическое положение России, однако традиция требует продолжения и без того затянувшегося политического шоу. Ничем другим объяснить такое число санкционных пакетов нельзя, тогда как ее оправдание лежит исключительно в демонстрационном эффекте и подтверждении своей враждебной позиции в отношении Российской Федерации.
Последствия для всех
Логично задаться вопросом по поводу того, чего можно ожидать от очередного пакета санкций. Разумеется, в краткосрочном периоде России грозят дополнительные осложнения во внешней торговле. Однако эти сложности уже наметились с Турцией и Казахстаном даже и без 11-го санкционного пакета. В долгосрочном же периоде эффект может быть прямо противоположным, когда зона санкционных мер будет расширяться, а эффект от них размываться и ослабляться. Это связано с тем, что чем больше пул стран, в отношении которых вводятся ограничения, тем значительнее урон и у остальных стран мира.
Сама политика санкций направлена на локализацию "страны-изгоя" и ее отчуждения от остального мира. Чем меньше и слабей "страна-изгой", тем эффективнее санкционные действия. Однако если "страна-изгой" занимает полконтинента, а с ней связано множество стран, образующих еще полконтинента, то политика локализации этого сообщества может привести к обратному эффекту - не к локализации, а к глобализации государства и возникновению альтернативного мирового порядка. Именно этот процесс и стимулируется 11-м пакетом санкций. Дальнейшие действия в этом направлении со стороны ЕС будут способствовать кристаллизации и укреплению альтернативного антиамериканского блока, в том числе его экономических позиций. Разумеется, с одновременным ослаблением экономического положения в странах, присоединившихся к санкциям.