27.03.2023 00:00
Общество

В МАИ увековечили имя профессора-фронтовика Георгия Житомирского: сегодня ему исполнилось бы 100 лет

Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Федеральный выпуск: №64 (9009)
Профессору МАИ Георгию Житомирскому 27 марта исполнилось бы 100 лет. Не дожил совсем немного, ушел в ноябре. Другие фразы неприменимы: ушел в вечный полет - так говорят о летчиках.
Нынешнее и грядущее поколение инженеров-конструкторов учатся по учебникам этого человека. / Игорь Елков
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в МАИ проходят встречи и торжества, посвященные его памяти: одной из аудиторий присвоено имя профессора Житомирского, установлен бюст. В лаборатории кафедры 101 откроют памятную витрину. Что скрывается за загадочными числами 101-я кафедра МАИ? "Проектирование самолетов" - это кузница кадров авиации, отсюда вышли Петр Грушин, Михаил Янгель, Ростислав Беляков, Андрей Туполев и др. Эти имена вы слышали. Но если вы вне мира авиации, то о Житомирском могли и не знать. Он не столько создавал самолеты, сколько готовил наших будущих туполевых и грушиных. Эпохальная личность, причем буквально: в его биографии соединились несколько эпох. В детстве жил в Ташкенте, отец доверял юному Жоре во время перегона скота в голодающие районы с винтовкой скакать впереди отряда, предупреждать о засадах. С бандами басмачей уже покончили, но лихие люди в степях еще водились.

А в 1937-м отца арестовали по надуманной причине. Георгий в 14 лет стал сыном "врага народа". Но именно тогда открыл в себе талант педагога: в школе стал помощником военрука, готовил сотни "ворошиловских" стрелков. Чуть забегая вперед: преподавать он будет и в 99 лет. Педагог от Бога.

Сам школу окончил с отличием, поступил в Ташкентский институт. После сдачи экзаменов хотел махнуть на Иссык-Куль. Даже купил билеты. На... 22 июня. Шел 1941 год.

Отца из лагеря выпустили, Жора стал летчиком. Воевал в 766-м штурмовом авиаполку.

Я уверен, что когда-нибудь о нем снимут потрясающий художественный фильм. Такой, как "В бой идут одни "старики".

"Помните, в фильме у Ромео глаза заливало кровью, - во время одной из наших встреч вспоминал фронтовик. - И у меня так было: при атаке Кенигсберга фонарь моего Ил-2 пробил снаряд "Эрликона". И я пока глаза от крови протираю, приборы покрываются копотью. Начинаю протирать приборы - глаза кровью заливает. И все это приходится делать одной рукой, левая перебита. Под нами немцы, надо тянуть к своим!".

В ДВФУ и МАИ разработали технологии создания композитов для авиации

Сказать легко, а как? И тогда будущий профессор МАИ нашел гениальный выход. Солнце-то он видел даже сквозь кровь. По нему и сориентировался. Рассчитал: время к полудню, значит, солнце на курсе 160... Компьютеров, gps и ГЛОНАСС тогда не было, все расчеты в голове. Получилось. Когда двигатель заглох, то штурмовик уже перемахнул линию фронта.

Да, насчет фильма. По сценарию "музыкальная эскадрилья" летает на Ла-5 (реально - на Як-18, но это издержки нашего кино). Это истребитель. По кровавой статистике ВОВ, жизнь летчика истребителя - 105 боевых вылетов. А пилота штурмовика - вдвое меньше.

Да, как результат боя над Кенигсбергом: рана головы, поврежден плечевой сустав руки. Полгода в госпиталях. Рука как плеть, врачи собирались ее ампутировать. Не дал. Но травмы были несовместимы с летной карьерой. Точнее, так считала официальная медицина.

Ошибалась. Житомирский не просто летал, он, учась в академии, проводил испытания новых моделей штурмовиков. И вообще последний раз поднялся в воздух, когда ему было 80 лет!

А выполняя пожелания однополчан, создавал идеальный штурмовик. Его командир, провожая в академию, попросил: "Жора, станешь авиаконструктором, создай штурмовик, чтобы наши внуки, если им придется воевать, не несли таких потерь, как мы".

В воздушном бою был ранен, кровь залила глаза. Сорентировался по солнцу и вернулся к своим. Врачи хотели ампутировать кисть левой руки. Не дал...

Задачу выполнил, самолет называется С-2. Недорог в производстве и в эксплуатации. Из боя должен вернуться, как в песне: на честном слове и на одном крыле. Намекну: крыльев (точнее, плоскостей) у него больше, чем у любого из конкурентов. Его создатель исходил из фронтового реализма: какой чудо-самолет вы не делайте, да хоть трижды невидимый, если он штурмовик - по нему будут стрелять. Повреждения неизбежны. Но после короткого ремонта он опять уйдет на задание. Потому что это единственный штурмовик XXI века, который создан пилотом-штурмовиком времен Великой Отечественной войны.

Достучаться до небес с С-2 Житомирскому не удалось, хотя на это потратил годы. Впрочем, сегодня мы вспоминаем о проектах, от которых беспечно отказались пару десятилетий назад. И кто знает, кто знает...

Идеи Георгия Житомирского обречены на вечность. В России нет ни одного КБ, в котором бы не работали его ученики или инженеры-конструкторы, выросшие на его учебниках. Эпоха Житомирского продолжается.

Но все написанное даже не 0,001% его жизни и судьбы. Гораздо меньше. Удивительный человек, который сам восстановил искалеченную руку. Летал до 80 лет. И великолепно преподавал в 99... Как? Это надо узнать. Раньше говорили: знай наших! Правильные слова. И это надо не ушедшим в вечный полет. Это надо нам, живым.

Образование Авиатранспорт